Александр Романович Лурия(1902 - 1977)/ Известен как профессор, доктор

 педагогических наук,   доктор медицинских наук , член Академии Педагогических наук 

 РСФСР, член Академии Педагогических   наук СССР, вице-президент Международного

 Союза   Научной психологии, зарубежный член Национальной   Академии Наук США,

 Американской Академии наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а   также

 почетный член ряда  зарубежных психологических обществ (британского, французского, 

 швейцарского, испанского и др.). Он  был почетным доктором ряда университетов: г.

 Лейстера (Англия),   Люблина(Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. В

 течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в

 развитие различных областей психологии.

 

 Научное наследие.

 

 

 

А.Р. Лурия – автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, среди них основные: «Речь и интеллект в

развитии ребенка»(1927), «Этюды по истории поведения»(1930), «Учение об афазии в свете мозговой патологии»(1940),

«Травматическая афазия»(1947), «Восстановление функций после военной травмы»(1948), «Умственно отсталый

ребенок»(1960), «Мозг и психические процессы»(1963,1970), «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных

поражениях мозга»(1962,1969), «Основы нейропсихологии»(1973), «Нейропсихология памяти»(1974,1976), «Основные

проблемы нейролингвистики»(1976), «Язык и сознание»(1979) и ряд других, множество из которых было переведено на

различные языки.

 

 

 

 

Жизненный путь.

В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву.

В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом.

 В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского

Университета. Здесь встретился с Львом Семеновичем Выготским и Алексеем Николаевичем Леонтьевым, ставшими его

ближайшими друзьями и соратниками, с которыми их объединяли общие психологические позиции. Как ученик Л.С.

Выготского, А.Р. Лурия участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-

исторического развития психических процессов, основанной на положении об общественно-исторической детерминации

психических процессов человека.

Начиная с 1940 г. А.Р. Лурия проводил исследования по анализу мозговых механизмов психических процессов. В годы

Великой Отечественной войны Лурия исследовал нарушения психических процессов при различных поражениях мозга в

восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзной НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче. А

после войны продолжил свои исследования в Московском Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР.

На основании результатов этих многолетних исследований Лурия создал новое направление в психологии –

нейропсихологию.

Ему удалось описать функции различных структур мозга, в особенности лобных долей, причем за десятилетия до того,

как появились современные биофизические методы трехмерного мозгового картирования, позволившие буквально

увидеть предсказанные процессы и взаимосвязи.

Влад в науку.

  • Разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями;
  • Внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений;
  • Создана новая классификация афазий.

 

О нейропсихологии.

 

 

 

 

 

Новизна и оригинальность луриевской нейропсихологии заключаются в том,

 что она, будучи синтезом трех наук (психологии, медицины, физиологии),

 является, прежде всего, отраслью психологической науки, непосредственно

 связанной с общепсихологическими идеями.

 Нейропсихология – это одна из наук о мозге, поэтому центральной проблемой

 в ней является проблема мозговой организации (локализации) психических

 функций. 

  •  Высшая (т.е. прижизненно возникающая, опосредованная, произвольно регулируемая) психическая функция представляет собой не «психическую способность» - целостное и неразложимое на составные части   психологическое явление, а сложную форму психической деятельности. Эта деятельность включает в свой состав движущие мотивы, цели (программу), исполнительныезвенья (действия и осуществляемые ими операции) и контролирующиемеханизмы. Это сложная психологическая система, состоящая из многих звеньев и характеризующаяся определенными параметрами (аспектами). Психическая функция не может сопоставляться с мозгом как единым целым.
  • Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций,- высоко дифференцированные образования, объединенные в различные системы, взаимодействующие между собой. Кроме этого системы объединяют и корковые, и подкорковые уровни мозга. С определенными мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию как единое целое, а ее отдельные звенья, параметры (аспекты), реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов.
  • Общие и локальные физиологические процессы (закономерности работы соответствующих нейронов) «ответственны» за различные аспекты психических функций и различные формы их нарушений при локальных поражениях мозга. Именно они и являются конкретными мозговыми механизмами высших психических функций.
  • Мозг как субстрат психических процессов участвует в реализации психических функций как сложное единое целое, состоящее из высокодифференцированных компонентов, организованных по системному принципу, где различные мозговые структуры и специфичные для них физиологические процессы «отвечают» за различные звенья (аспекты) функции.

Теория успешно применяется на практике (для диагностики состояния мозга и его отдельных структур и восстановления

нарушенных функций). Предложенные А.Р. Лурия методы нейропсихологической диагностики и восстановления

психических функций основаны на данной и пользуются большой популярностью во всем мире как одни из наиболее

эффективных.