Критические периоды онтогенеза.

   В процессе индивидуального развития имеютсякритические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.

Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности. Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к данной перестройке.
          Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней. 
          Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.
          1. Первые 2 часа жизни - в связи с разрывом "пуповинного" контакта с матерью происходит постепенное освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, - "родовой наркоз"); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).
          2. От 2 до 12 первых часов жизни - "имитационный" период (период подражательных автоматизмов), характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями "внеутробного плода", вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, "прощальные" для навыков, приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.
          3. Первая неделя жизни - первичная "настройка" жизненно важных функций в качественно новых внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных - автоматизмов сосания и шагового. Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно выходит из "стресса", вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.
          4. От второй до 8-12 недель - критический постнатальный период - первый период обучения после рождения. Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие "сигналы" внешней и внутренней среды, "настроены", адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева, формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества, преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.
          Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок "учится" видеть и слышать лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.
          5. От 3 до 18 месяцев - период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей) системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит, издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.
          Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце - понимать обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие и дифференциация шагового автоматизма в виде "высвобождения" движений рук и ног от положения головы и шеи, начинается "высвобождение" движений ног от положения рук.
          С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие окружающего мира становится активным и избирательным - произвольно избирательным. Возникает готовность к переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) - повернул взор и голову, узнал - захотел захватить - протянул руку - подошел (подполз), схватил рукой - и, чаще всего, поднес ко рту.
          6. От 1,5 до 3 лет - период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта. Главное - появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций. Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для становления речи.
          В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление о собственном "Я", ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается "монтаж" двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты. Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.
          7. От 3 до 6 лет - дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться индивидуальный двигательный "облик" ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера. Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге (правой, потом левой).
          В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения, интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки "высвобождаются" от влияния ног. Создаются реальные условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.
          8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные качества личности.

            9.Наконец, после 11 - 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.
          В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, - стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.
          Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге, требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее позаботиться о подготовке среды к "приходу в нее" растущего ребенка. Условия среды характеризует не только помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей, прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.

Так же вас может заинтересовать:

  1. Этапы развития речи.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.