Умственная отсталость (олигофрения) - стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). 

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.В отличие от задержки психического развития органические поражения головного мозга при олигофрении носят тотальный характер в разной степени выраженности.

 

Этиология (причины):

1. Эндогенные (внутренние) факторы:

  • генетические (хромосомные аномалии, дисфункция отдельных генов)
  • травмы плода во время беременности
  • гипоксия плода

2.Экзогенные (внешние) факторы:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности
  • недоношенность
  • травмы во время родов

Формы олигофрении:

  • идиотия- наиболее тяжёлая степень олигофрении, при которой отмечается грубое недоразвитие всех функций. Мышление по существу отсутствует. Собственная речь представлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов,употребляемых для согласования.В обращённой речи воспринимается не смысл, а интонация.Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями ( насыщением пищей,ощущением тепла и т.д.).Формы выражения эмоций примитивны: они проявляются в крике, гримасничанье, двигательном возбуждении, агрессии и т.д. Всё новое часто вызывает страх. Однако при лёгких степенях идиотии обнаруживаются определённые зачатки симпатических чувств. При идиотии отсутствую навыки самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей.
  • имбецильность- характерезуется меньшей выраженностью степени слабоумия.Имеется ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений,возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций.Нередко доступно понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо симпатических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек.При имбецильности возможность обучения элементам чтения, письма, простого порядкового счёта, в более лёгких случаях-овладение элементарным навыкам физического труда.
  • дебильность- наиболее лёгкая по степени и наиболее распространённая форма олигофрении.Мышление имеет наглядно- образный характер, доступны определённая оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах.Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память.Дети,страдающие олигофренией в степени дебильности, обучаемы по адаптированным под их интеллектуальные возможности программам специальных вспомогательных школ.В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма , счёта,рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную ориентацию.

Нарушения речи при олигофрении.

Для детей, больных олигофренией ,характерно выраженное отставание в развитие речи.Оно имеет тотальный равномерный характер и касается как импрессивной, так и экспрессивной стороны речи.С трудом формируется дифференцированное понимание и обозначение предметов и действий.Характерно длительное употребление слов в неточном значении.

Словарь умственно отсталого ребёнка отличается бедностью, в нём почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети ( особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных,прилагательных, глаголов. Для детей- олигфренов характерно крайне медленное усвоение логики построения предложений.

Психологически показано, что при олигофрении нарушена словесная регуляция деятельности.

К 6-7 годам ребёнок с неосложнённой формой олигофрении в степени дебильности спонтанно 9 обычно на основе механизма подражания) овладевают простым грамматическим стериотипом родного языка. Они в состоянии запомнить правила употребления языковых средств. Умственно отсталый ребёнок обычно осваивает речь интуитивно, но испытывают трудности при обучении родному языку, в понимании смысла лексических и грамматических языковых значений более высокой степени обобщённости.

При олигофрении при формировании простого грамматического стериотипа темп развития речи значительно ускоряется, увеличивается запас общеупотребительных слов, возрастает речевая активность.

Однако по прежнему в их устной речи основное место занимают неполные предложения с пропусками подлежащего или сказуемого или даже отдельные фрагменты предложений. Всё более отчётливо у них проявляется недостаточность понимания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, недоразвитие смысловой стороны речи.

При выполнении разного рода заданий детьми-олигофренами проявляется выраженная инертность психических процессов, нередко с проявлениями вязкости, назойливости.Для детей трудны все виды интеллектуальной деятельности.Они испытывают трудности при складывании разрезных картинок, кубиков, а иногда матрёшек и пирамидок.

Таким образом дети-олигофрены затрудняются во всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеет место быть тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, и в первую очередь наиболее поздно формирующиеся в нормальном онтогенезе словесно-логическое мышление.

Вам будет интересно:

1.Аутизм. Нарушение речи при аутизме.

2.Этапы речевого развития в норме.

3.Су-джок терапия.