Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиение.Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевогодыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры,формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, равитию умения сочетать движения и речь,координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благопариятное воздействиена  формирование пространственных представлений.

  Логопедическая  ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса,помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, главным образом его ускорение, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

  Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных    этапах занятий: перед началом, в процессе ( фикультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятия, на занятиях по физической культуре.    

 Все упражнения просты для выполнения,  напрвлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

 Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками :

       У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ

       О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ…

Или шагает на месте, скандируя:

        НЕТ,-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ

        ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ…

Или  плавно дирижируя одной или двумя руками:

        И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ

        ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА- ХО-ДУ…

Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи насцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этомуречь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

      РОБОТ

 Стоит робот на дороге,

У него не гнуться ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

               УТРО

Утром встанет солнышко,

Возьму в руки ведрышко,

Побегу я в огород,

Там морковочка растет,

Соберу я ловко сочную морковку.

Угощу Маринку – кушай витаминки!

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

             ШОССЕ

 По шоссе бегут машины,

В темноте шуршат их шины,

Огоньки и там и тут,

В дальний путь они зовут.

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

          ОБЛАКА

По небу облака плывут,

Вот козочка, вот с щупальцами спрут,

А вот кудрявая овечка…

Все отразились в быстрой речке.

И тишину не нарушая,

Плывут вперед, забот не зная,

Спрут, козочка, овечка, слон,

Похожие на летний сон.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

         ИГРУШКИ

 Подарили мне игрушки,

Мишку, зайку и Петрушку,

Посажу друзей я в холле

И начну готовить к школе.

Дам мозаику я зайке,

А Петрушке – балалайку,

Почитаю мишке книжку.

В первый класс идут детишки!

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

        ЩЕНОК

Папа мне купил щенка,

Как смешон малыш пока!

Очень мил щенок и весел,

Ушки длинные развесил,

Брюшко – шарик, мокрый нос,

Он (как) игрушка, а не пес.

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор.

 Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

           К БАБУШКЕ

 Стучат колеса – тук-тук-тук,

И под  веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог,

И вкусный испечет пирог,

Расскажет сказку про зверей…

Мы едем к бабушке своей!

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

               НОЧЬЮ

    Как ночь тиха! Кругом - покой,

Нам светит месяц золотой,

И силуэты стройных елей,

В ночи заметны еле-еле.

Сидим с тобою на крылечке,

И светлячки горят как свечки.

И в этой чудной тишине

Так хорошо тебе и мне!

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

          НА МОРЕ

  На море штиль и тишина,

Одна лишь лодочка видна,

Вдруг появляется волна,

Волна прозрачна, зелена,

Качает лодочку она.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

            ЗАЯЦ 

    Сидит заяц под кустом,

Здесь его семья и дом,

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

В его доме нет дверей,

Как спастись от злых зверей?

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

         В ЦИРКЕ

     На арене цирка вышка,

А на вышке три мартышки,

И они взлетают ловко

Вверх под купол на веревке,

Вниз скользят как акробаты,

Очень ловкие ребята.

 

Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно

произносить текст стихотворения.

           КОЗЛЯТКИ

     Веселятся на площадке

Тонконогие козлятки,

На травке кувыркаются,

Прыгают, бодаются.

Мама-козочка строга,

Оттаскала б за рога,

Но нет пока что рожек

У деток-тонконожек.

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

     ЛЮЛИЛЯК

    Жил на свете Люлиляк

В маленьком домишке.

Со своей женой Люлячкой

И тремя детишками.

Все детишки – Люляченки

И мальчишки и девчонки.

И была у них собачка

С нежной кличкой Люлилячка,

На крыльце сидела киска,

Ну, конечно, Люлелизка.

Люлелячка с Люлелизкой

Суп любили есть из миски.

А детишки Люлелишки

Собирали в лесу шишки.

Раздували самовар.

И семейка Люличара

Чай пила из самовара.

 Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

     АЛЕНКА

    Завернем Аленку

В теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню

пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

 Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

             СНЕЖИНКИ

    Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки,

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы - как петельки

Украсили эти постельки.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

       МОРОЗ

       На дворе мороз трескучий,

Вышла Оля на крыльцо.

Под ногами снег скрипучий,

Ветер бьет в лицо колючий,

Рвет с петель входную дверь

Ведьма злющая – метель.

Заходи скорее в дом!

Печка дышит тут теплом,

Ласково мурлычет кошка

И узоры на окошке.

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

    ПИНГВИНЫ

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

 

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

     За грибами.

 Вырос у дорожки

Гриб на тонкой ножке.

Рома мимо шел,

Грибок не нашел,

Миша мимо шел,

Грибок не нашел,

Пробежал Антошка,

Гриб – в его лукошке.

Аня мимо шла,

Грибок не нашла.

Зато у Ани

Малина в стакане.

А у Мишки

В кармане шишки.

 Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

            ВОРОБЕЙ

 Поскорей, поскорей

Прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке

Мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает.

Устали не знает.

 

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

 

            НА ПОЛЯНКЕ

 Растут на полянке грибы,

Чудесные пахнут цветы,

Здесь ослик печальный пасется,

От страха зайчишка трясется,

Под кустиком маленьким мишка,

С ним дружит забавный зайчишка.

Ты, Машенька, их не пугайся!

Скорее домой возвращайся!

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

            ПРЯТКИ

В гости к нам пришли ребятки,

Поиграем с ними в прятки,

Кто из норки выбегает,

Корку хлебную хватает?

Кто похож на нашу елку?

У кого спина в иголках?

Кто пчелиный любит мед,

лапой дерево скребет?

Кто свил гнездышко на ветке?

Как зовутся эти детки?

Кто от страха весь трясется,

Вокруг елочки несется?

Кто свой хвостик потерял,

Сразу очень грустный стал?

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

                ЖУЧОК

Что ты делаешь, жучок?

Строю я домишко!

Что плетешь ты, паучок?

Плету гамачишко!

В маленьком домишке

Будет жить жучок.

И качаться в гамачке

Резвый паучок.

Ты о чем жужжишь жучок?

О своем домишке.

Как просторно стало в нем

Деточкам-жучишкам!

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

   ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

 Мы – веселые ребята,

Любим мы играть.

Как приятно и полезно

Мячик покатать!

Покидать его руками,

Попинать его ногами,

Постучать об стенку,

Подкинуть коленкой.

Ах, какой хороший мяч!

За спиной его не прячь!

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

            МИШКА     

 Эй, эй, эй, мохнатый мишка!

Помоги достать нам шишку!

Висит шишка высоко,

Достать шишку нелегко!

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

           КОТ ВАСИЛИЙ

 В подполе шуршали мыши,

Кот Василий спал на крыше,

«Не хочу ловить мышей!

Жалко бедных малышей!

Птичек тоже жалко мне!

Съем сметанку я во сне!»

 

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

 

       НА ТРОПИНКЕ

 Вприпрыжку бегут по тропинке

Маринка, Каринка, Иринка.

В руках у подружек корзинки,

В корзинках - немного малинки.

И будет у них к воскресенью

Малиновое варенье.

Пусть гости приходят

И пьют с наслажденьем

С вареньем малиновый чай.

 

Имитировать бег по дорожке, затем движения рук дирижера.

 

                     Киска.

Суп не будет есть из миски.

А зарядку потихоньку

Будет делать кошка Пронька.

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед,

За ушком себя почешет,

Помурлычет и зевнет.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.