Формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира«Геометрические фигуры и основные цвета»

Цели: рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их назва­ния и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник, разно­цветные; образовывать уменьшительно-ласкательную форму суще­ствительных; образовывать существительные множественного чис­ла родительного падежа; согласовывать числительные с существи­тельными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — геометрические фигуры разного цвета и величины; раздаточный материал — под­носы для каждого ребенка, геометрические фигуры разного цвета и величины, листы бумаги и цветные карандаши.

Ход занятия

1. Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета
Логопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квад­рат, треугольник, прямоугольник ,круг, овал; уточняет название и внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит ди­дактическую игру «Разложи фигуры».


У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).

2.Дидактическая игра «Скажи слово»( размер)


а) Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных.

Логопед показывает квадраты: большой и маленький. — Большой квадрат назовем обычным словом — квадрат, а ма­ленький ласковым — квадратик. (Аналогично со всеми фигурами.)

3.Согласование числительных с существительными.( число)
Дидактическая игра «Сосчитай»
(1 квадрат, 2 квадрата, ...,5 квадратов.) (Аналогично со всеми фигурами.)


Образование существительных множественного числа роди­тельного падежа. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Логопед берет со стола у ребенка одну или несколько геомет­рических фигур, ребенок проговаривает, чего не стало у него на столе. (Двух красных квадратов.)

 4.Игра на внимание «Что изменилось?»

Логопед выставляет геометрические фигуры разного цвета, за­тем меняет их местами. Дети восстанавливают их первоначальное расположение.

5.Пространственные представления.

Л.:А теперь побежим к Белке ( большим и указательным пальцем).

Нас встречает Белка. Ответьте на ее вопросы.

На доске геометрические фигуры.

- Назовите фигуры в правом углу.

-Назовите фигуры в левом углу.

- Назовите фигуры в верхнем ряду.

-Назовите фигуры в нижнем ряду.

6.Итог занятия
Материал для закрепления


I. Уметь различать основные цвета и геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Знать, что у квадрата четыре одинаковые стороны, четыре угла.

— У треугольника три стороны, три угла. Аналогично — описа­ние прямоугольника. У круга нет углов, он круглый. У овала нет углов, он овальный.

II.Знать понятие «геометрические фигуры». Уметь описать геометрическую фигуру.

— Это квадрат. У него четыре одинаковые стороны, четыре угла,
он красного цвета. (Аналогично составить описание остальных гео­
метрических фигур.)

Нарисовать и заштриховать: круг, квадрат, треугольник — сверху вниз; овал, прямоугольник — слева направо.

Найти в своем окружении предметы квадратной, прямоуголь­ной, круглой, овальной, треугольной формы.