Приёмы постановки звуков[ ж] ,[ш],[ ч] ,[ щ].
При отсутствии звуков [ш] и[ ж]работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка.
Постановка звука [Ж]:
- Базовым упражнением для постановки звука[ Ж] Является упражнение "Чашечка". Просим ребёнка сделать"Чашечку"( как делается данное упражнение мы рассмотрели в разделе"Артикуляционная гимнастика").Затем просим убрать чашечку внутрь ротовой полости и медленно сомкнуть зубы,но не сжать.
- Губы делают "Окошечко"( зубы практически сомкнуты, губы принимают положение "окошка").
- Просим со звуком подуть на кончик языка.
4.Автоматизация звука в слогах:
Контроль правильности выполнения упражнения:
- ладонь положить на шею в области голосовых связок, почувствовать напряжение;
- наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии.
- Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы.
Постановка звука[ Ш]:
Данный звук ставится от звука[ Ж] ,но без голоса, шёпотом. Далее звук автоматизируется в слогах, словах и фразовой речи.
Постановка звука [Ч]:
Просим проговорить[ Т+Ш] сначала медленно,а затем быстро.
Постановка звука[ Щ]:
Ставится от [Ч]. Просим потянуть звук [Ч] (ЧЩ)