Алалия. Что это?

Алалия- это полное отсутствие речи, при нормальном слухе и интеллекте. Происходит органическое поражение структур мозга ,отвечающих за речь во внутриутробном развитии или раннем доречевом развитие ребёнка.

При алалии нарушены все языковые системы языка. Алалия входит в структуру ОНР (общее недоразвитие речи), как наиболее тяжёлая его форма.

Ребёнок с алалией не использует речь, как познание мира. Использует в речи отдельные звуки, звукокомплексы, активно использует жесты, голосовые модуляции.

Причины алалии:

-незрелость клеток мозга;

-минимальная мозговая дисфункция (ММД);

-социальные факторы (табакокурение, наркомания, алкоголизм родителей);

-неблагоприятное экологическое последствие;

 

Неречевые особенности детей с алалией.

 

- моторная неловкость;

-снижение двигательной активности;

-недоразвитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, словесного мышления и др.). Ребёнок не может запомнить более 2-3 слов, не запоминает ритма.

-недостатки конструктивного праксиса: трудно собрать разрезные картинки, фигурки из палочек;

При алалии часто формируются патологические особенности личности: замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость.

Формы алалии.

В современной классификации существует две формы алалии: моторную  и сенсорную. При смешении этих двух форм выделяют также смешанную алалию.

 

Моторная алалия.

Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленной несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

При моторной алалии нарушены все уровни речевого высказывания:

-мотивационно-побудительный;

-смыслообразовательный;

-реализационный;

-программируемый;

-трансляции;

Речевые симптомы моторной алалии:

Отмечается бедность активного словаря (дети не могут ответить, спросить). Предметы называют без глаголов и пр

изнаков. Часто используют жесты и голосовые модуляции. В момент речи происходит поиск слов, неадекватное их 

использование. Отмечаются стериотипность высказываний, речевые штампы ( произносит, но не понимает смысл). 

Грамматика формируется поздно не могут обобщать языковые элементы, производить мыслительные операции над

лексико- грамматическим материалом. Не формируется морфология, синтаксис, обобщения и противопоставления. Не

сформировано понимание окончаний ("телеграфный стиль") . В активной речи присутствует ряд специфических

ошибок :  литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение

звуков или слов), элизии (выпадение звуков).Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими

вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться

контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например —

трашет – трактор пашет. Пассивный словарь (понимание речи) моторных алаликов значительно лучше активного. Г.И.

Жаренкова в 1957г. провела исследование понимания речи детей с моторной алалией и выделила 3 уровня понимания речи:

  1.Грубое нарушение понимания речи. Грамматические элементы слов не несут никакой функции при понимании фразы. Ориентируются на лексическое значение слова.

  2.Начинает приобретать значение грамматическое изменение слов.Нестабильно,  в словах с ударными окончаниями.

  3.Имеются различия некоторых грамматических форм (единственного и множественного числа существительных, мужского и женского рода). Нестойко, связано с ситуацией.

Неречевая симптоматика:

моторная неловкость;

-снижение двигательной активности;

-недоразвитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, словесного мышления и др.). Ребёнок не

может запомнить более 2-3 слов, не запоминает ритма.

-недостатки конструктивного праксиса: трудно собрать разрезные картинки, фигурки из палочек;

При алалии часто формируются патологические особенности личности: замкнутость, неуверенность в себе,

обидчивость. При моторной алалии могут различаться варианты и степени выраженного интеллектуального

недоразвития. Может быть лёгкая вторичная задержка умственного развития, а может быть умственная отсталость

(должно быть выявлено нарушение на ЭЭГ). 

Сенсорная алалия.

Данная проблема характеризуется первоначальным нарушением восприятия речи при нормальном слухе. Сенсорная алалия появляется вследствие поражения височных областей головного мозга, находящихся в левом полушарии, которые называются центром Вернике. 

Причины сенсорной алалии.

Вследствие дисфункции клеток верхневисочной извилины , возникающие под влиянием звучащего слова возбуждение не передаётся в другой анализатор, что обуславливает тяжёлое нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга.Обращённая речь оказывается слишком слабым сигналом, чтобы вызвать интерес, понимание и ответ. Иногда дети с сенсорной алалией лучше понимают обращённую речь утром, когда после ночного сна рабочая функция коры головного мозга выше.

При сенсорной алалии отмечается гиперакузия- повышенная чувствительность к тихим неречевым звукам, безразличным для окружающих ( шуршание пакета, шелест бумажки и др.) Дети закрывают голову подушкой.

Речевые симптомы:

В случае тяжёлого фонематического недоразвития ребёнок не понимает речь окружающих,относится к ней как к шуму лишённого смысла. Ребёнок не реагирует на своё имя, безразличен к любым звукам.Однако, даже после непродолжительного лечения начинает различать 3-4 звука. Тишина успокаивает таких детей, т.к. незрелые клетки коры головного мозга нейробласты впадают в шоковое состояние при шуме.

В более лёгких случаях понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне развёрнутого высказывания. Большую роль в понимании речи  играет ситуация. Понимание речи улучшается при зрительном и тактильном подкреплении.Дети заглядывают в лицо, следят за мимикой и жестами, это помогает воспринимать ими речь.Встречаются дети, которые могут понять, лишь, то что проговорили сами (подкрепление от собственных кинестезий). Часто понимают только педагога или маму. Пассивный словарь примерно одинаков с активным. Не точное восприятие слов приводит к проговариванию, поиску слова. Часто дети повторяю обращённый  к ним вопрос. В речи присутствуют парафазии, контаминаци, элизии, персеверации. Свойственна логорея -бессвязное воспроизведение слов или их обрывков ("словесный салат").Часто называют один и тот же предмет по разному. В отличие от моторной алалии дети не критичны к своей речи, говорят легко ,плавно, не задумываясь о своих ошибках. Отмечается вторичная задержка умственного развития.

Неречевая симптоматика

Сенсорная алалия может сопровождаться различными неврологическими расстройствами, при этом наиболее характерными являются:

¨ сенсорно-акустический синдром - специфические нарушения восприятия звуков при сохранности звукопроводящей функции слухового анализатора;

¨ слуховые агнозии - неспособность узнавать предметы и явления по характерным для них звукам, различать звуки речи;

¨ гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды и т.п. Дети с сенсорной алалией воспринимают такие звуки обострённо, дают на них болезненную реакцию: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах, голове. «Это является лишним свидетельством сохранности у ребен­ка слуха и показателем того, что непривычные звучания иног­да становятся сверхсильным раздражителем для незрелых клеток коры мозга. Иногда на незнакомые звуки любой гром­кости дети с сенсорной алалией не реагируют совсем» 

 

Психопатологическая симптоматика также своеобразна и обширна:

¨ отмечаются выраженные нарушения слухового внимания: трудности включения и концентрации, устойчивости и распределения внимания, повышенная отвлекаемость, истощаемость и прерывистость внимания; наблюдается несформированность произвольного слухового внимания: дети не вслушиваются в речь, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям и т.п.;

¨ выявляются нарушения слуховой памяти;

¨ возможна вторичная задержка интеллектуального развития;

¨ характерны своеобразные нарушения двигательной сферы: в тяжёлых случаях у безречевого непонимающего ребёнка наблюдается двигательное беспокойство, он хаотично бегает, прыгает, стучит, кричит, совершает импульсивные, беспорядочные действия;

¨ отмечаются выраженные трудности регуляции поведения детей с сенсорной недостаточностью, так как речь не выполняет регулирующей функции;

¨ эмоционально-волевая сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, резкими перепадами настроения;

¨ для сенсорных алаликов характерны адаптационные трудности, они крайне болезненно реагируют на изменение окружающей обстановки, отказываются контактировать с новыми людьми;

¨ мотивационная сфера детей данной категории также своеобразна: отмечается нестойкость познавательных, игровых, коммуникативных интересов, отказ от выполнения задания при наличии малейших затруднений;

¨ деформация речевого и психического развития во многом обуславливают формирование негативных черт характера у детей с алалией (обидчивость, капризность, раздражительность, неуверенность в себе и т.п.).

Смешанная форма:

Cенсорная и моторная алалии в чистом виде встречаются редко.Могут быть следующие варианты:

1. Моторная алалия с сенсорным элементом.

2. Сенсорная алалия с моторным элементом.

 

Коррекционная работа при моторной алалии:

Основные направления методики Б.М. Гриншпуна при работе с моторной алалией:

Основная задача: создание стимулов, пусковых механизмов, которые должны обеспечить развитие речи у детей и усвоение ими языковой системы.

Ключевые звенья: 

-развитие предикативной функции( глаголы);

- овладение элементами грамматического строя;

Этапы коррекционной работы:

 1 этап. Однословная фраза. Работа проводится на фоне общения логопеда с ребёнком. Логопед создаёт единство двигательной словесной реакции.В форме побудительного наклонения логопед просит ребёнка выполнить действие: "Сядь", "Иди". В момент выполнения этого действия ребёнком логопед вместе с ним проговаривает это слово.

2 этап. Предложение из двух слов. Центром является глагол в побудительном наклонении. Расширяется синтаксическая конструкция за счёт других членов предложения - дополнений. Формируется номинативный (предметный) словарь.Глагол один, а к нему множество предметов. Работа проводится на фоне действий ребёнка. ( "Несу куклу").

3 этап. Двусоставное предложение (подлежащее + сказуемое). Основывается на том, что ребёнок должен высказать суждение  о действиях другого лица или животного. Требуется чёткое произнесение окончаний. Примеры : "Мама идёт".

Таким образом в результате этой методики достаточно быстро формируется у неговорящего ребёнка фраза "Мама несёт куклу".

Коррекционная работа при сенсорной алалии:

1 этап. Адаптационный.

2 этап.  Однословный.

3 этап. Неречевой этап. Адекватное реагирование на различные шумы, преодоление гиперакузии.

4 этап. Семантический этап. Формировании безошибочной связи слова с обозначаемым предметом ( преодоление замыкательной акупатии).

5 этап. Этап развития экспрессивной речи. Формирование и воспроизведение словосочетаний, фраз.

6 этап. Этап формирования фонематических процессов.

Прогноз при сенсорной алалии неоднозначен. Зависит от раннего начала коррекционных занятий, а также интеллектуальной сохранности.

 

Вам будет интересно:

1. Этапы формирования речи в норме.

2. Развитие речи в домашних условиях.

3. Конспекты логопедических занятий.