Что такое заикание?
Заикание- это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата.
Р.Е. Левина рассматривала заикание, как нарушение коммуникативной функции речи.
Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
2) порождение замысла и программирование высказывания во внутренней речи;
3)подбор лексико-грамматических средств;
3) языковая реализация высказывания;
Р.Е. Левина, И.Ю. Абелева считают, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.
В эту модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе (трансляции).
Заикание в общей классификации речевых нарушений относится к категории расстройств темпа и ритма речи.
Причины заикания.
В настоящее время принято выделять две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.
При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его!!!
- предрасполагающие;
- производящие (или запускающие).
Предрасполагающие причины:
- невротическая отягощенность родителей ;
- невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность, которые обнаруживаются в раннем, доречевом периоде);
- конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость самой ВНД,);
-наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).
К неблагоприятным условиям относятся:
- физическая ослабленность детей;
- возрастные особенности деятельности мозга. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;
- ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
- скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;
- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;
- недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
Вывод. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
Производящие (или запускающие):
1)aнатомо-физиологические причины:
- физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
- травмы ;
- органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
- истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, рахит, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;
- несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
2) психические и социальные причины:
- кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);
- длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;
- хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
- острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;
- несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
- подражание заикающимся.;
- переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
- неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.
Симптомы заикания.
1) речевая судорога:
ПО ХАРАКТЕРУ
- Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) : д-д-д-дорога
- Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата: д____орога.
- Смешанные судороги.
ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ
1.Дыхательные судороги ( в дыхательном отделе):
- Экспираторные судороги – на выдохе.
- Инспираторные судороги – на вдохе.
- Респираторные судороги – и на вдохе и на выдохе.
2.Голосовые судороги:
Судороги голосового аппарата возникают, как правило, при попытке произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.
- Дрожательная
- Смыкательная
- Вокальная судорога
3.Артикуляционные судороги – могут наблюдаться судороги губ, языка, мягкого неба.
Судорога верхней и нижней губы, верхней губы и носа, (подрагивает край носа). При этом искажается все лицо, лицо
краснеет. Ребенок теряет много сил при попытке высказаться.
Судорога языка – в процессе речи высовывается язык,.
Судорога неба – самая тяжелая судорога.
2)Неречевая судорога:
- подергивание головой, толчкообразные движения тела) и др. К таким сопутствующим движениям относятся вздрагивание и раздувание крыльев носа перед речью или во время речи (Эффект Фрёшельса).
Все сопутствующие движения:
- Первичные – движения, в результате которых вовлекаются мышцы близко расположенные к артикуляционному аппарату.
- Вторичные – судороги отдаленных мышц.
3) Нарушения центральной нервной системы и физического здоровья:
физическая ослабленность, частые соматические заболевания, хронические соматические заболевания. В 60% случаях
заикание сочетается с др. видами невроза (ночной энурез, повышенная психическая истощаемость).
4) нарушения общей и мелкой моторики:
Проявляется в 2-х типах нарушения:
- Двигательная заторможенность. Характеризуется общей скованностью движений, напряженностью, замедленностью движений, неуклюжестью.
- Двигательная расторможенность – характеризуется суетливостью, непоседливостью, раскоординированностью движений, хаотичностью, бесконтрольностью.
- Недостатки сенсомоторного контроля выражаются в трудностях отстучать заданный ритм (нужный звуковой рисунок)
5) психологические проявления:
Уловки.
- Двигательные уловки – сопутствующие движения, действия, совершаемые сознательно с целью избежать заикания. Возникают постепенно из самонаблюдений заикающегося.
- Речевые уловки – это эмболофразии, т.е. добавления лишних слов, осколков слов, междометий, изменение грамматического строя фразы с целью сгладить проявление заикания.
Феномен фиксированности на дефекте (В.И. Селиверстов).
Навязчивые состояния;
Особенности характера:
- Физические симптомы не выражены, патологических особенностей характера нет.
- Осознают дефект, переживают, но в меру и по поводу конкретной неудачи.
- Психические симптомы выражены, переживания беспочвенны и препятствуют осуществлению жизненных задач.
Когда происходит фиксация внимания на спотыканиях (на ранних этапах проявления заикания), тогда
начинается развитие действительного заикания, заикание начинает жить своею собственною жизнью.
Дерево заикания.
Г.Д. Неткачев в 1913 г. образно представил заикание в виде «дерева заикания», в котором есть корни, ствол, ветви и плоды.
Корни (триада заикания)
1 корень - ростки заикания (первые речевые судороги - неплавности);
2 корень - по мере закрепления судорог появляется чувство беспокойства;
3 корень – объединяясь, 1 и 2-й корень, порождают желание скрыть дефект.
Ствол. По мере развития заикания вырастает ствол заикания – страх перед речью (логофобия)
Ветви- состояние ипохондрии , меланхолии, привычные уловки, навязчивые идеи .
Плоды- патологическая личность со значительными вторичными психологическими наслоениями .
Вывод. Убрав корни заикания, есть надежда, что «дерево заикания» упадет!
Формы заикания.
Большинство исследователей выделяют 2 формы заикания:
1.Невротическая форма.
Появляется после того как речь уже сформирована, чаще всего в возрасте 2-5 лет (период формирования
самостоятельной контекстной речи, т.е. речи без наглядной опоры, самый сложный вид речи). Чаще всего появляется у
детей с ранним речевым развитием ( первые слова до года, фразовая речь в 1,6- 2 года). Возникает в результате острых
и подострых психических травм, на фоне предрасполагающих факторов: особая невропатическая структура организма ребенка;
соматическая ослабленность; семейная отягощенность патологией речи, особенно заиканием; неблагоприятный речевой
климат в семье, и, прежде всего, перегрузка ребенка информацией. Дети данной группы эмоционально ранимы, часто
переживают по любому поводу, могут испытывать ночные страхи. Заикание появляется в результате сильного
эмоционального переживания, развивается постепенно, со временем появляется психическая симптоматика.
Функциональное заикание.
2. Неврозоподобная форма.
Такой тип заикания характерен для детей с органическим поражением ЦНС, включая ММД, на фоне
церебрально –органической недостаточности (пре-; пери- или раннего потстнатального генеза). Признаки ее
проявляются в виде рассеянной неврологической симптоматики и церебрастенического синдрома. Последний
проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности и др.Данная форма возникает с
момента начала формирования речи. В анамнезе у этих детей родовые травмы, болезни в первые годы жизни, патология
родов. Данная форма заикания, ее течение относительно постоянны в течение дня, недели, года. Неврозоподобное
заикание усиливается в случае физических нагрузок или психических.Носит постоянный характер.
Лечение заикания.
Исследования показали, что только комплексное медико- психолого-педагогическое воздействие на заикающегося ребёнка может дать эффективный результат. Оно включает в себя:
- медицинское направление- медикаментозное лечение, физиотерапия, закаливающие процедуры и т.д. ( всё, что помогает укрепит ослабленную нервную систему человека).
- логопедическое направление - целенаправленное проведение систематических занятий по воспитанию правильной
темпоритмической организации речи. Обязательными являются разделы работы по формированию всех сторон речи.
- психотерапевтическое направление- создание мотивации к речевому общению, необходимость убеждения ребёнка в
положительном конечном результате работы, поддержание положительного настроя, эмоционального подъёма. Каждый, даже незначительный успех в общение с детьми и взрослыми должен быть замечен и одобрен;
-систему ритмических занятий, которая в соответствии с музыкальным направлением и речевым сопровождением помогает снизить напряжённость движений, их координацию и ритмичность.
Методики по преодолению заикания были разработаны Л.З. Андроновой, Н.А. Власовой, Г.А. Волковой, С.А. Мироновой, Е.Ф. Рау, В.Н. Селивёрстовым, Н.А. Чевелёвой, и др.
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
- Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Также вас может заинтересовать:
2.Пародоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой.