Что такое заикание?

Заикание- это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата.

Р.Е. Левина рассматривала заикание, как нарушение коммуникативной функции речи.

Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

2) порождение замысла и программирование высказывания во внутренней речи;

3) языковая реализация высказывания;

         Р.Е. Левина, И.Ю. Абелева считают, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.

В эту модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе (трансляции).

 

Заикание в общей классификации речевых нарушений относится к категории расстройств темпа и ритма  речи.

 

 

Причины заикания.

 

В настоящее время принято выделять две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его!!!

 

-  предрасполагающие;

 - производящие (или запускающие).

 

 

 

Предрасполагающие причины:

 - невротическая отягощенность родителей ;

 - невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность, которые обнаруживаются в раннем, доречевом периоде);

 - конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость самой ВНД,);

                -наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).

 

К неблагоприятным условиям относятся:

- физическая ослабленность детей;

 - возрастные особенности деятельности мозга. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

 - ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

 - скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

- недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Вывод. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

 

Производящие (или запускающие).

 - анатомо-физиологические;

 -  психические;

 -  социальные.

Анатомо-физиологические причины.

  - физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

 - травмы ;

 -  органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

 - истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, рахит,  в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

 - несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

 

Психические и социальные причины.

 - кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);

 - длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;

 - хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

 - острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

 - неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;

 

 - несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

 

 - подражание заикающимся.;

 

 - переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;

 

  - неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

Симптомы заикания.

 

 

1. Речевая судорога.

ПО ХАРАКТЕРУ

  1. Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) : д-д-д-дорога
  2. Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата: д____орога.
  3. Смешанные судороги.

 

ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ

  1. Дыхательные судороги ( в дыхательном отделе)

 

  • Экспираторные судороги – на выдохе. 
  • Инспираторные судороги – на вдохе. 
  • Респираторные судороги – и на вдохе и на выдохе.
     
  1. 2. Голосовые судороги

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, при попытке произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.

  • Дрожательная
  • Смыкательная

 

  • Вокальная судорога 

 

3.Артикуляционные судороги – могут наблюдаться судороги губ, языка, мягкого неба.

 

 

Судорога верхней и нижней губы, верхней губы и носа,  (подрагивает край носа). При этом искажается все лицо, лицо краснеет. Ребенок теряет много сил при  попытке высказаться.

 

Судорога языка – в процессе речи высовывается язык,.

 

Судорога неба – самая тяжелая судорога.

2.Неречевая судорога.

  • подергивание головой, толчкообразные движения тела) и др. К таким сопутствующим движениям относятся вздрагивание и раздувание крыльев носа перед речью или во время речи (Эффект Фрёшельса).

Все сопутствующие движения:

 

  • Первичные – движения, в результате которых вовлекаются мышцы близко расположенные к артикуляционному аппарату.
  • Вторичные – судороги отдаленных мышц.

 

3. Нарушения ЦНС и физического здоровья.

Нарушение ЦНС и физического здоровья

 физическая ослабленность, частые соматические заболевания, хронические соматические заболевания. В 60% случаев заикание сочетается с др. видами невроза (ночной энурез, повышенная психическая истощаемость).

 

4. Нарушение общей и мелкой  моторики

 Проявляется в 2-х типах нарушения:

  • Двигательная заторможенностьХарактеризуется общей скованностью движений, напряженностью, замедленностью движений, неуклюжестью.
  • Двигательная расторможенность – характеризуется суетливостью, непоседливостью, раскоординированностью движений, хаотичностью, бесконтрольностью.
  • Недостатки сенсомоторного контроля выражаются в трудностях отстучать заданный ритм (нужный звуковой рисунок)

 

5. Психологические проявления:

  1) уловки

  • Двигательные уловки – сопутствующие движения, действия, совершаемые сознательно с целью избежать заикания. Возникают постепенно из самонаблюдений заикающегося.
  • Речевые уловки – это эмболофразии, т.е. добавления лишних слов, осколков слов, междометий, изменение грамматического строя фразы с целью сгладить проявление заикания.

 

   2)Феномен фиксированности на дефекте (В.И. Селиверстов).

    3)Навязчивые состояния;

   4)Особенности характера:

  • Физические симптомы не выражены, патологических особенностей характера нет.
  • Осознают дефект, переживают, но в меру и по поводу конкретной неудачи.
  • Психические симптомы выражены, переживания беспочвенны и препятствуют осуществлению жизненных задач.

Когда происходит фиксация внимания на спотыканиях (на ранних этапах проявления заикания), тогда начинается развитие действительного заикания, заикание начинает жить своею собственною жизнью.

 

Дерево заикания.

 

Г.Д. Неткачев  в 1913 г. образно представил заикание в виде «дерева заикания», в котором есть корни, ствол, ветви и плоды.

Корни    (триада заикания)

1 корень  -  ростки заикания (первые речевые судороги - неплавности);
2 корень -  по мере закрепления судорог появляется чувство беспокойства;

3 корень – объединяясь, 1 и 2-й корень, порождают желание скрыть дефект.

 

Ствол.  По  мере развития заикания  вырастает ствол заикания – страх перед речью (логофобия)

Ветви- состояние ипохондрии , меланхолии, привычные уловки, навязчивые идеи .

Плоды- патологическая личность со значительными вторичными психологическими наслоениями .

 

Вывод. Убрав корни заикания, есть надежда, что «дерево заикания» упадет!

 

Формы заикания.

Большинство исследователей выделяют 2 формы заикания:

1.Невротическая форма.

Появляется после того как речь  уже сформирована, чаще всего в возрасте  2-5 лет (период формирования самостоятельной

контекстной речи, т.е. речи без наглядной опоры, самый сложный вид речи). Чаще всего появляется у детей с ранним речевым

развитием ( первые слова до года, фразовая речь в 1,6- 2 года). Возникает в результате острых и подострых

психических травм, на фоне предрасполагающих факторов: особая невропатическая структура организма ребенка;

соматическая ослабленность; семейная отягощенность патологией речи, особенно заиканием; неблагоприятный речевой климат

в семье, и, прежде всего, перегрузка ребенка информацией. Дети данной группы эмоционально ранимы, часто переживают по

любому поводу, могут испытывать ночные страхи. Заикание появляется в результате сильного эмоционального переживания,

развивается постепенно, со временем появляется психическая симптоматика. Функциональное заикание.

2. Неврозоподобная форма.

Такой тип заикания характерен для детей с органическим поражением ЦНС, включая ММД, на фоне

церебрально –органической недостаточности (пре-; пери- или раннего потстнатального генеза). Признаки ее проявляются в

виде рассеянной неврологической симптоматики и церебрастенического синдрома. Последний проявляется в виде

утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности и др.Данная форма возникает с момента начала формирования

речи. В анамнезе у этих детей родовые травмы, болезни в первые годы жизни, патология родов. Данная форма заикания, ее

течение относительно постоянны в течение дня, недели, года. Неврозоподобное заикание усиливается в случае физических

нагрузок или психических.Носит постоянный характер.

Лечение заикания.

Исследования показали, что только комплексное воздействие на заикающегося ребёнка может дать эффективный результат. Оно включает в себя:

- медицинское направление- медикаментозное лечение, физиотерапия, закаливающие процедуры и т.д. ( всё, что помогает укрепит ослабленную нервную систему человека).

- логопедическое направление - целенаправленное проведение систематических занятий по воспитанию правильной

темпоритмической организации речи. Обязательными являются разделы работы по формированию всех сторон речи.

- психотерапевтическое направление- создание мотивации к речевому общению, необходимость убеждения ребёнка в

положительном конечном результате работы, поддержание положительного настроя, эмоционального подъёма. Каждый, даже

незначительный успех в общение с детьми и взрослыми должен быть замечен и одобрен;

-систему ритмических занятий, которая в соответствии с музыкальным направлением и речевым сопровождением помогает

снизить напряжённость движений, их координацию и ритмичность.

Методики по преодолению заикания были разработаны Л.З. Андроновой, Н.А. Власовой, Г.А. Волковой, С.А. Мироновой, Е.Ф.

Рау, В.Н. Селивёрстовым, Н.А. Чевелёвой, и др.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

  1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

    2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

    3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

    4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

    5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

    6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

    7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

    8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

    9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

    10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

    11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Также вас может заинтересовать:

1. Логопедическая ритмика.

2.Пародоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой.