Афазия.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В отличие от алалии, это тоже системное нарушение речи, но не несформированность, а распад речи, охватывающий все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику. Поэтому афазию относят к структурно-семантическим нарушениям. При афазии, как правило, сохранны непроизвольные движения речевого аппарата и оральный праксис, но нарушены функции вторичных и третичных полей коры головного мозга, и поэтому может быть затруднен произвольный праксис, в т.ч. артикуляционный.
Ученые-исследователи: М.К. Шохор-Троцкая, А.Р. Лурия, С.Н. Шаховская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель.
Типичные причины афазии.
- Нарушения мозгового кровообращения.
- Черепно-мозговые травмы.
- Опухоли.
- Осложнения инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит).
- Неудачное нейрохирургическое вмешательство.
У детей афазия может быть диагностирована не ранее 3-х лет и возникает реже, чем у взрослых.
Причины детской афазии:
- Черепно-мозговые травмы.
- Опухоли.
- Осложнения инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит).
- Неудачное хирургическое вмешательство.
Речевая патология часто сочетается с патологией других ВПФ (агнозиями – это нарушение гнозиса, т.е. узнавания знакомых ранее предметов, явлений, признаков и пр.; апраксиями – нарушение праксиса). У больного разрушаются сложившиеся навыки, например, навык одевания или ориентации в квартире, правосторонним гемипарезом (парализация правой стороны тела) и психическими расстройствами.
Форма афазии |
Ядро дефекта |
Характеристика формы |
Направления работы. |
Динамическая |
Спонтанная активная связная речь |
Поражение заднелобных отделов левого полушария. Отсутствие реч. активности, присутствие эхолалий. Нарушены «пусковое звено» речевого акта и выбор слов. Могут повторять, читать вслух, называть, писать диктанты, давать короткие ответы на вопросы в ситуативном диалоге. |
Направление: 1-ый вариант — восстановление функции речевого программирования; 2-ой вариант— преодоление расстройств грамматического структурирования. Содержание: 1. Восстановление коммуникативной фразовой речи: — конструирование простой фразы; — составление рассказа по серии последовательных картинок; — развернутые ответы на вопросы в диалоге. 2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании: — показ предметов на картинках и в комнате, частей тела;— оканчивание фраз различными словами; письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку). |
Эфферентная моторная |
Фразовая речь |
Поражение нижних заднелобных отделов доминантного по речи полушария. Реч. процесс инертен. Возникают паузы и повторы слов в предложении (персеверации). Нарушен алгоритм выполнения многозвеньевых инструкций. Затрудняется при показе частей тела на себе, в понимании ряда предлогов и окончаний. Изолированное произношение звуков не нарушено (нарушена переключаемость). |
Направление: восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов (переключаемость). Содержание: 1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: — выработка артикуляторных переключений в пределах слога, слова; 2. Восстановление фразовой речи: дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. |
Афферентная моторная (артикуляторная) |
Представление и мышечная память об артикуляционных укладах |
Поражение нижних отделов доминантного по речи полушария. Не может найти правильную артикуляционную позу для звука. В тяж. случаях – речи нет вообще. Почавкивание, покашливание, чмокание – сохранны. Непроизвольно могут ругаться, артикулировать правильные звуки и слоги. Письменная речь нарушена грубо. Чтение про себя и понимание на слух могут быть относительно сохранны. |
Направление: восстановление артикуляционных схем отдельных звуков, устранение литеральных парафазии (возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков речи). Содержание (средняя степень выраженности): 1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: — выделение звука из слова; 2. Восстановление и коррекция фразовой речи: — составление фраз по вопросам, по опорным словам; 3. Работа над семантикой слова: — выработка обобщенных понятий; — подбор антонимов, синонимов; 4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения: — заполнение пропущенных букв и слогов в словах. |
Акустико-гностическая (сенсорная) |
Восприятие и дешифрация фонематического кода/грубое наруш. понимания речи |
Поражение задних отделов верхней височной извилины доминантного по речи полушария (центр Вернике).При тяж. степени – больной как бы слышит речь на иностранном языке. Пациенты путают слова при наличии в них парных по акустическим признакам фонем. Собственная речь может быть аграмматичной, часто незаконченной и обильной – «словесный салат». Повторяют слово – но смысл не понимают. Письмо и чтение нарушены: больные заменяют звуки и буквы. |
Направление: восстановление фонематического слуха, т.е. способность к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе пониманию речи в целом. Содержание: 1. Восстановление фонематического слуха: — дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре; — выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.; — выделение различных 1 -х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.; 2. Восстановление понимания значения слова: — выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; — заполнение пропусков во фразах; — подбор определений к словам; 3. Преодоление расстройств устной речи: — «наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.); 4. Восстановление письменной речи: — закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма букв под диктовку. |
Акустико-мнестическая |
Речеслуховая память |
Поражение средних и задних отделов височной области слева. Больной не может повторить даже 3 слова или показать соответствующие картинки. Искажения в восприятии информации. Устная речь относительно сохранна, но больным трудно вспоминать точные названия предметов и действий, они часто прибегают к описанию или сравнению. |
Направление: Содержание: 1. Расширение рамок слухового восприятия: — показ предметов (реальных и на картинках) по названиям;— показ частей тела по тому же принципу; — выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций; 2. Преодоление слабости слухо-речевых следов: — повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким- либо другим видом деятельности; — заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов; — повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления; 3. Преодоление трудностей называния: — анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями; 4. Организация развернутого высказывания: — составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Семантическая |
Импрессивный аграмматизм (нарушение в понимании сложных грамматических конструкций, пословиц и поговорок) |
Поражение теменно-затылочных долей доминантного по речи (левого) полушария. Импрессивный аграмматизм. «Брат отца» - «отец брата». Сопровождается первичной акалькулией (наруш. счета) и наруш. геометрич. представлений. Плохо выполняют инструкции «справа от», «слева от». Понимание простых фраз сохранно. |
Направление: Содержание: 1. Преодоление пространственной апрактогнозии: — схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов; — изображение плана пути, комнаты и т.д.; 2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.): — наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи; 3. Конструирование сложноподчиненных предложений: составление предложений с заданными союзами. 4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций: — картинное изображение сюжета конструкции; — введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.); 5. Работа над развернутым высказыванием: — изложения, сочинения. |
Вам будет интересно:
2. Кинезиологические упражнения при нарушениях речи.
3. Конспекты логопедических занятий.
4. Логоритмика.