Сказкотерапия.

 

 

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

 Вот небольшой перечень проблем, с которыми поможет справиться сказка: 

-бороться со страхами, 

- повысить самооценку ребенка,

 -привить определенные бытовые навыки,

 -спастись от капризов, - упокоиться и расслабиться,

 - воспитывать культурные навыки, 

- беречь природу и окружающих близких, 

- скрасить будни,

 -развивать словарный запас ребенка и фантазию.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку.

Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др.

Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Посредством сказки ,ненавязчиво, мы можем помочь ребёнку ,да и взрослому человеку , преодолеть страхи, найти выход из трудных жизненных ситуаций.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

  1. Функция " зеркала". Содержание сказки становится "зеркалом", отражающим внутренний мир человека.

  2. Функция "модели". Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают способы их решения.

  3. Функция апосредования. Сказка выступает в качестве посредника между ребёнком и взрослым.

  4. Функция " хранения опыта".После прочтения, сказки продолжают работать.

  5. Функция "изменения позиции".На трудную жизненную ситуацию можно посмотреть с другой стороны.

  6. Функция возвращения на этапы более раннего индивидуального развития.

Виды сказок:

  1. Дидактическая сказка. Создаётся для упаковки дидактического материала.

Алгоритм создания:

  • введение в сказочную страну ( рассказ о жизни в этой стране).
  • разрушение благополучия( прилетел страшный дракон..., случилось наводнение...)
  • обращение к ребёнку (от тебя зависит то, как закончится сказка, хорошо или плохо.)

Примеры дидактических сказок:

"Сказка о весёлом язычке"

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт).Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок".

ΙΙ.Психотерапевтческие сказки. Позволяют человеку ответить на вопросы связанные с жизнью, любовью, смертью ( философские вопросы). Примером такой сказки является всем известная сказкаГ.Х. Андерсена " Улитка и розовый куст".

ΙΙΙ. Психокоррекционные сказки. Создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Данными сказками можно добиться замены неэффективного поведения ребёнка на более продуктивное.

Алгоритм создания:

1) подбирается герой, похожий по полу, возрасту и характеру ребёнка;

2)описывается жизнь героя так, чтобы ребёнок нашёл сходство со своей жизнью;

3) помещение героя сказки в ситуацию, похожую на жизненную ситуацию ребёнка. Приписываем герою все переживания ребёнка;

4) герой начинает искать выход из положения;

5)герой понимает свою неправоту и становится на путь изменения;

Пример психокоррекционной сказки: М. Панфилова "Шапка-невидимка"

В Лесной школе появился еще один новый ученик. Это Мышонок. Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему

постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. "Самый умный, самый находчивый,

самый веселый..." - твердили они ему. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: "Ты просто соловей у нас!"

Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: "Ой, акробат!" Да и родители говорили, что он точно

будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он

исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность это доказать всем жителям леса. В

Лесной школе почему-то приняли его без восторгов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок

выкрикивал ответ, перебивая школьников, Учитель расстраивался и, все равно, дожидался ответа других учеников.

Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок

гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались, и

ученики, и Учитель не замечали "гениальности" Мышонка. Тогда Мышонок решил удивить всех своим "соловьиным"

писком. И это ему удалось! Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. "Вот,

наконец-то, - думал Мышонок, - все заметили меня!" Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить

окружающих. Особенно Мышонку понравилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время

урока. Только Учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника: - Почему ты нам мешаешь? Но вместо

ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда пришли

за первоклассниками родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель-Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что

могут означать его действия. Но, увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался:"Что же

делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он поступает, как маленький

ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка

веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его

радоваться успехам своих новых друзей?" На следующий день Учитель-Еж начал урок с истории о "Шапке- невидимке",

которая хранилась в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Это шапка - невидимая, и она делает

невидимыми тех, кто ее надевает. Еж "держал" ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем

мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел

к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята

перестали обращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех

сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он

стал прислушиваться к заданиям Учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к доске. Но его

желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: "Ну и пусть, они все еще пожалеют!" Наконец прозвенел

звонок, началась перемена! Когда ученики ушли играть в коридор, Учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и

"снял" шапку. - Правда, грустно чувствовать себя в одиночестве, - тихо сказал Еж и добавил: - Порадуй ребят на

перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок на урок, "Шапка-невидимка" вновь вернется к

тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им. Мышонок сидел молча и к ребятам играть, не

пошел. Он думал... Так прошла перемена, потом прошел урок, на котором всем было интересно. Перед уроком

математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он

заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку. - Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься

задачку решить? - ехидно спросил Мышонок. - Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается! - обиженно

ответила Белочка. Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение: - Хочешь, я помогу тебе? Белочка молча

кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел

благодарность в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!

На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему Учитель- Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок

почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал

его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как Учитель поблагодарил Зайчонка и

Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места, Мышонок вдруг вспомнил про "Шапку-невидимку". - Что же

с ней случилось, почему и куда она исчезла? - удивлялся Мышонок. А Учитель-Еж и ребята - зверята дружелюбно

улыбались...

Ι∨. Медитативные сказки.

Создаются для снятия психоэмоционьного напряжения, расслабления. Музыка при проведении сказки должна быть спокойной, голос ниже чем обычный. Темп крайне медленный.Должны быть паузы. Обязателен

-ритуал входа ( " Представьте, что мы отправляемся в путешествие...")

-ритуал выхода ("Сейчас я начну считать и вы откроете глаза")

-Необходимо сделать акцент на все виды чувствительности (зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной, обонятельной).

Вам может быть интересно:

1. Пескотерапия.

2. Су-джок терапия.

3.Сказки для сказкотерапии.

4.Детская психология.