Лев Семёнович Выготский — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х                                           годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и                  когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».

Биографический очерк
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1923 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943). Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.

В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно — историко-философский факультет Университета им. Шанявского. По окончании учебы в Москве вернулся в Гомель. В 1924 году переехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924—1928), в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927—1934), Академии Коммунистического воспитания (АКВ) (1929—1931), 2-м МГУ (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ — в МГПИ им. А. С. Бубнова (1930—1934), а также в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте (1929—1934); также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в 1929 году). Учениками Выготского являлись Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев

Скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище 13 июня 1934 года.

Дочь Л. С. Выготского — Гита Львовна Выгодская — советский психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, соавтор биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» (1996). Сёстры — лингвисты Клавдия Семёновна Выгодская, автор русско-французских и французско-русских словарей, и Зинаида Семёновна Выгодская, автор русско-английских и англо-русских словарей.

Культурно-историческая теория.

Л.С. Выготский разработал теорию аномального развития. Она базируется на представление Выготского о развитии психики нормального ребёнка. Основной труд Выготского " Мышление и речь".

  Согласно теории психика ребёнка не даётся ему от рождения,а даётся ему при жизни, в ходе взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. В ходе этого взаимодействия ребёнок овладевает с помощью взрослых достижениями цивилизации. Выготский, достижения цивилизации называл - культура, а знания, которые взрослый передавал ребёнку называл- опыт предшествующих поколений, или исторический опыт. Главное понятий теории - понятие высших психических функций(ВПФ). В формировании ВПФ Выготский выделял 2 этапа:

  1. Интерпсихологический. Этап высших предметных действий. Когда ребёнок называет предметы окружающего мира.

2.Интрапсихологический. Этап ВПФ, умственных действий. Ребёнок может считать в уме и т.д.

   В теории Выготского представлено учение о зoнах ближайшего и актуального развития:

1)зона актуального развития-всё то,что ребёнок может выполнить самостоятельно в данный момент.

2)зона ближайшего развития-то,что ребёнок не может выполнить самостоятельно,но,что может выполнить с помощью взрослого.

3 основных тезиса культурно-исторической теории Л.С. Выготского:

  1. Развитие нормальных и аномальных детей подчинено  единому закону поступательного развития(все дети приобретают что-то новое).Проходят одни и те же стадии развития,однако у аномальных детей эти стадии растянуты во времени. Растянутые сроки развития аномальных детей требуют для них расширения гранц дошкольного и школьного образования. Качественное своеобразие требует применения специальных методов обучения и воспитания для каждой категории.
  2. Учение о сложной структуре дефекта. Выготский считал,что в психике аномального ребёнка можно выделить 3 компонента:

1) первичный дефект( поражение головного мозга или анализатора, которое возникает в результате болезни или травмы). Первичный дефект не поддаётся психолого-педагогической корректировке. В настоящее время поддаётся медицинской коррекции.

2) вторичные дефекты. Нарушение формирования ВПФ, которы возникаю из-за первичного дефекта.

3)сохранные функции.Не имеют связи с первичным дефектом., поэтому не страдают. Значение этого положения важно для диагностики.Необходимо выявить первичный и вторичный дефекты и установить их взаимосвязь.

  коррекционная работа базируется на сохранных функциях и направлена на коррекционную профилактику вторичных нарушений.

3.О соотношении зоны актуального и зоны ближайшего развития. У аномальных детей зона ближайшего развития более узкая. Коррекционная работа должна вестись с опорой на зону ближайшего развития.

   Таким образом можно сделать вывод,что учение и труды Выготского актуальны и по сегодняшний день.