Роза Евгеньевна Левина (1908-1989) – логопед, доктор педагогических наук, профессор. Выдающийся исследователь детской речи, основоположник педагогического направления логопедии, авторитет в области речевой патологии, родилась 25 февраля 1908 г. в Орше, (Белоруссия). В 1927 г. поступила в МГУ (2) на педагогический факультет, где в тот период читал лекции и вел семинары по психологии профессор Лев Семенович Выготский. Р.Е. Левина принадлежит к плеяде ученых – самых близких его учеников и последователей, которых Лев Семенович часто называл «пятеркой». Другими членами этой группы были А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.И. Божович и Л.С. Славина, каждый из которых впоследствии сделался лидером определенного направления в научной и практической психологии. В 1928 г. Р.Е. Левина начала вести экспериментальную работу по психологии. Ее исследование планирующей речи ребенка как средства предвосхищения и регуляции действий представляет научный интерес и сейчас, поскольку на материале эгоцентрической речи обнаруживает связь между речевой деятельностью и организацией высших форм человеческого поведения.

По инициативе Л.С. Выготского Розе Евгеньевне Левиной было поручено возглавить небольшую группу сотрудников в составе Дефектологического института (ЭДИ), позднее – в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР, которая получила название «Клиника речи». Еще до создания Клиники речи под непосредственным руководством Л.С. Выготского, она приступила к исследованию детей с разными формами патологии речи при нормальном слухе. Детские афазии и косноязычие (в терминологии того периода) составляли главный предмет ее внимания в сопоставлении с процессом становления речи при нормальном языковом развитии. В 1936 г. была завершена работа «Автономная детская речь».

Большое значение Роза Евгеньевна придавала изучению фонематического анализа звучащей речи детьми как с грубыми, так и со стертыми проявлениями речевой патологии. В этот период учение о фонологических средствах русского языка выдвинуло на первый план социальную сторону звуковых явлений речи, которая рассматривалась лингвистами и специалистами в области речи как смыслоразличительный ресурс, используемый в процессе общения (работы А.Н. Гвоздева, Л.В. Щербы, Ф.Ф. Pay и др.). В процессе диагностического обследования разных случаев выраженного недоразвития речи Р.Е. Левина все больше убеждалась в том, что не только устная речь ребенка страдает от неполноценности фонематического анализа. Обширный экспериментальный материал изучения устной и письменной речи свидетельствовал, что дефекты чтения и письма связаны с недостаточно сформированной способностью различать и опознавать фонемы родного языка. В феврале 1941 г. Р.Е. Левина защищает кандидатскую диссертацию на тему «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте», в которой впервые в отечественной логопедии показала, что недостатки чтения и письма являются следствием неполноценного языкового развития.

 В годы войны Роза Евгеньевна в госпитале г. Уфы занимается речевой реабилитацией раненых, пострадавших от последствий черепно-мозговых травм. Затем она возвращается в Москву, в НИИ дефектологии, в котором, работала более сорока лет, возглавив сектор логопедии. В 1951 г. Роза Евгеньевна публикует книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые последовательно применяет системный подход к анализу речевой и психической деятельности детей с алалией. Автор описывает группы детей с преимущественным нарушением фонематического восприятия, зрительного (предметного) восприятия, мотивационных процессов (психической активности) и пространственных представлений. В основу выделения групп положен патогенетический принцип, позволяющий вскрыть первичную неполноценность того или иного звена, определяющего особенности не только речевых нарушений, но и вторичную задержку развития познавательных возможностей детей.

В исследовании было впервые показано, что, несмотря на то, что внешние проявления недоразвития речи и познавательной деятельности часто имеют сходные признаки, психологическая структура их различна и зависит от природы и особенностей первичной недостаточности. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии.

Наиболее значительной научной заслугой Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Психолого-педагогическая направленность проводимых ею и сотрудниками лаборатории логопедии исследований обусловила пересмотр классификационных представлений о речевых расстройствах. Наиболее отвечающими требованиям логопедии как педагогической науки было признано такое разграничение речевых нарушений у детей, которое выделяет в качестве ведущих признаков проявления, актуальные для коррекционного обучения. В соответствии с этим принципом были сгруппированы различные нарушения речевого развития не по симптоматическим признакам, а по общности психолингвистических показателей и общности связанных с ними лингводидактических задач. Итогом значительного периода научной деятельности Р.Е. Левиной является широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Этот капитальный труд создал основу для развития методически оснащенной области педагогического направления логопедии.

 По-новому, с позиции психолога и педагога-дефектолога, Р.Е Левина подошла к проблеме заикания. Справедливо считая, что случаи заикания, возникающие вследствие моментального стресса, занимают по распространенности скромное место, она сосредоточила свое внимание на другом источнике этого расстройства. Таковым является форсирование речевой активности ребенка требовательным ближайшим окружением, в первую очередь родителями. В этих случаях заикание возникает как следствие неравномерного, дисгармонического речевого развития из-за – необходимости удовлетворить многим разнонаправленным требованиям. Его появлению способствуют также определенные черты характера ребенка, такие, как повышенная склонность к колебаниям при принятии решения, болезненная самокритичность, постоянная боязнь сделать неверный шаг и др. По ее мнению, заикание отражает дисфункцию процессов «аффект- речь», нарушающую регуляцию актов речевого поведения

Основанные на этих соображениях методические рекомендации были направлены, с одной стороны, на устранение стрессора, а с другой – на постепенное повышение уверенности ребенка в правильности своих действий, особенно речевых актов. Если первое относится к нормализации социальной среды, то второе – к снятию стрессов, генерируемых самим субъектом при тревожной оценке собственного речевого поведения.

 В исследованиях  Розы Евгеньевны сочетались теоретическая глубина и новизна с практической направленностью и оперативным внедрением в организацию и содержание деятельности развивающейся в 70-е годы системы школьных и дошкольных учреждений. Известно, что первые школы для детей с тяжелыми нарушениями речи комплектовались при ее личном участии.

Много сил было отдано подготовке научных кадров. 39 ее аспирантов успешно работают в России, ближнем и дальнем зарубежье, продолжая и развивая созданное ею научное направление.

Профессор Роза Евгеньевна Левина оставила большое научное наследие, еще далеко не полностью реализованное в методических разработках и рекомендациях, создала научную школу, доказавшую свою жизнеспособность в трудах целого поколения ее последователей, передающих фундаментальные научные идеи молодым специалистам и студентам, занимающимся проблемами патологии детской речи. Продуктивность и перспективность разработанных ею направлений развития логопедической науки во многом определила методологию научно-исследовательской деятельности и современные достижения в области организации дифференцированной логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии.