Итак, в вашей семье появился маленький человек. Но этот малыш настолько непохож на взрослого человека, настолько он не приспособлен к самостоятельному существованию! Что даже не верится, что всего через год он уже будет самостоятельно ходить и говорить первые слова. Какие же бурные изменения происходят с ним за этот год ?! Как же он изменится и внешне и внутренне! Именно поэтому на первом году жизни ребёнка описывается каждый месяц, т .к. каждый месяц с ним происходят всё новые и новые изменения.

Почему же это происходит, почему человеческое дитя настолько не самостоятельно, настолько не приспособлено к жизни и полностью зависит от родителей. Об этом очень хорошо описано в книге Скворцова И.А. "Детство нервной системы". Кратко суть этой книги можно выразить в следующем:

     По сравнению с новорожденными животными новорожденный младенец по уровню своей зрелости может быть назван “внутриутробным плодом”, как бы продолжающим после рождения реализовывать “программу”, “недовыполненную” в утробе матери. Всё это связано прежде всего с неограниченными возможностями человеческого мозга. Именно поэтому у человека такой длительный период детства. За этот период созревает мозг человека,до своего человеческого развития. Этапы  развития происходят постепенно,они растянуты во времени, так ,как заложено нашей с вами генетической программой. И именно от нас с вами, от родителей, зависит каким человеком будет наш малыш. Это только кажется , что маленький человечек ничего не понимает, всё,что происходит с ним в неосознанном периоде откладывается в его подсознании. От этого зависит каким будет у него отношение к миру, обществу. 

  Итак, перейдём к описанию развития малыша по месяцам:

 1 месяц жизни:

  • реагирует на голос хорошо знакомого взрослого( прислушивается, затихает или,наоборот, усиленно двигает ручками и ножками.

  • задерживает взгляд на лице или его схематичном изображении.

  • замечает движущийся источник света или яркий предмет и прослеживает взглядом их движение в горизонтальной плоскости до угла в 45 градусов.

  • внимательно смотрит на игрушку или предмет, помещённый перед ним на расстоянии 25-30 см.

  • лёжа на спине несколько секунд удерживает голову в среднем положении.

  • недовольно реагирует на громкий неожиданный звук или яркий свет.

  • криком выражает голод,боль , неприятные ощущения.

  • успокаивается, когда его берут на руки,ласково разговаривают.

2 месяц:

  •  отвечает улыбкой на улыбку взрослого.

  • "узнаёт" грудь мамы или бутылочку,открывает рот и тянется к ним, когда голоден.

  • смотрит в глаза мамы во время кормления.

  • прослеживает глазами движения предмета в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

  • непродолжительное время удерживает вложенную в руку погремушку.

  • прислушивается к звону колокольчика.

  • узнаёт голос мамы: смотрит в её сторону, оживлённо двигает ручками и ножками.

  • включается в разговор со взрослым: произносит воркующие, булькающие звуки, когда с ним разговаривают.

  • начинает на непродолжительное время удерживать голову, когда его прижимают к себе.

3 месяц:

  • взглядом следит за передвигающимися людьми, узнаёт знакомых взрослых.

  • "комплекс оживления"-двигает ручками и ножками,смеётся, когда сним разговаривают.

  • пользуется голосом,чтобы выразить свои эмоции: различный характер крика для выражения боли, голода , попыток привлечь к себе внимание.

  • лёжа на спине, опираясь на предплечья, поднимает голову под углом 90 градусов, удерживая её 1 минуту.

  • пассивно поворачивается с живота на спину.

  • смотрит на вложенную в руку игрушку.

  • сводит ручки по средней линии перед собой, рассматривает и играет своими пальчиками.

  • пьёт с ложечки и открывает рот при виде её.

4 месяц :

  • оставаясь в одиночестве, привлекает внимание к себе: "воркует", "хнычет".

  • произносит звуки, радостно слушает собственные вокализации.

  • смеётся и эмоционально реагирует на игру со взрослым.

  • переворачивается с живота на спину и обратно.

  • дотягивается рукой до игрушки, подвешенной над ним, приводит её в движение.

  • рассматривает игрушку, удерживая в руке. Исследует игрушку, засовывая её в рот.

  • поворачивает голову к источнику звука справа или слева от себя.

  • в положение сидя с поддержкой, удерживает голову прямо в течение 30 секунд.

  • опираясь на предплечья, уверенно держит голову под углом 90 градусов.

  • с интересом изучает своё отражение в зеркале.

  • двумя руками удерживает бутылочку , когда сосёт из неё.

5 месяцев:

  • радуется и узнаёт знакомого взрослого, протягивает к нему ручки.

  • смеётся, когда мама и папа строят ему рожицы.

  • лёжа на спине, рассматривает поднятые над собой руки и ноги.

  • делает первые попытки сидеть. Сидя с поддержкой, поворачивает голову в направлении звука( например , колокольчика, погремушки ,барабана).
    лёжа на животе, поднимает грудную клетку и руки от подстилки, раскачиваясь, совершает" плавательные движения.

  • лёжа на спине, уверенно протягивает руку к подвешенной игрушке и хватает её. Хватает всей ладонью погремушку , которую протягивает взрослый (ладонный захват), перекладывает её из одной руки в другую.

  •  с удовольствием слушает музыку: воркует и успокаивается, перестаёт плакать при звуках музыки.

  • играет с игрушками в ванной.

  • овладевает новыми звуками , в речи появляются "тянутые" гласные звуки, цепочки слогов.

6 месяцев:

  • осторожно ведёт себя при виде незнакомых людей; радуется знакомым, эмоционально " воркует".

  • использует разнообразные способы исследования предметов и игрушек: трясёт, ощупывает, ударяет, засовывает в рот. Перекладывает игрушки из руки в руку. Плачет, если забираю игрушку.

  • сидит с небольшой поддержкой.

  • опираясь на одну руку, лежит на животе. Свободной рукой тянется к игрушке.

  • лёжа на спине, играет со своими ногами. Активно переворачивается со спины на живот.

  • при поддержке под мышки," танцует" на носочках.

  • держит двумя руками бутылочку.

  • пьёт из чашки.

7 месяцев:

  • проявляет любовь к маме- прижимается, тянется, чтобы его взяли на руки.

  • различает ласковую и строгую интонацию взрослого. Играет в прятки  с платком (игра в "Ку-ку". Где малыш?"), слушает детские потешки, пестушки.

  • ищет глазами знакомого взрослого, предмет, который показывает мама.

  • уверенно определяет источник звука (колокольчик, погремушка, шуршащая бумага).

  • непродолжительно стоит с поддержкой.

  • сидит без опоры, наклоняясь вперёд и опираясь на руки.

  • активно лепечет, зовёт руками.

  • роняет игрушки на пол,прослеживает взглядом падение.

  • может играть с двумя игрушками одновременно.Переворачивает игрушки, которые хочет рассмотреть.

  • держит печенье в руке и кусает.

  • без помощи взрослого подносит бутылочку ко рту.

8 месяцев:

  • расстраивается и плачет,когда мама уходит

  • понимает запрет и похвалу.

  • тянется к понравившейся игрушке. Показывает ручкой на предмет.

  • поддерживаемый за туловище, стоит на обеих подошвах ног.

  • пытается ползать.

  • "пинцетный захват"- вытянутыми большим и указательным пальцами берёт мелкие предметы.

  • отыскивает упавший предмет.

  • подражает звукам, которые произносит взрослый. Лепечет, повторяет двойные слоги.

  • играет в "Ладушки", прятки.

  • пьёт из чашки.

  • самостоятельно ест небольшие кусочки пищи.

  • лёжа, стаскивает носок с ноги.

9 месяцев:

  • Пугается незнакомых людей: плачет, прижимается и прячется за маму.

  • реагирует на реплики взрослого: плачет, если его ругают, улыбается если хвалят. Понимает простые просьбы, например: "Иди ко мне на ручки!"

  • ползает по пластунски вперёд и вокруг своей оси.

  • уверенно и продолжительно сидит.

  • подтягивается за прутья манежа и встаёт.Стоит с поддержкой. Делает несколько шагов с поддержкой.

  • бросает игрушки на пол. Вытаскивает кубики или игрушки из коробки. Ударяет игрушками друг о друга.

  • показывает пальчиком на интересующую его игрушку, детали предмета( игрушки).

  • ищет игрушку, спрятанную у него на глазах.

  • подражает большому количеству звуков.

  • ест пальцами. Имеет вкусовые "пристрастия".

  • хорошо пьёт из чашки.

  • срывает с головы шапку, платок. Помогает одеваться, просовывает руки в рукава.

10 месяцев:

  • показывает любовь к близким, обнимает их. Радуется, когда его хвалят. Повторяет действия, за которые его похвалили.

  • внимательно слушает речь взрослого. Смотрит по направлению руки взрослого, реагирует на своё имя.

  • использует указательные жесты, означающие:"Дай мне", " Покажи мне".

  •  имитирует разговор по телефону, машет по подражанию "Пока-пока!".

  • катает мяч маме.Смеётся, когда взрослый прячется за мебель.

  • ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

  • играет со взрослым в " разговор по-очереди",повторяет по-подражанию звуки и цепочки слогов.

11 месяцев:

  • произносит двойные слоги, похожие на слова ("мама", "баба", "папа").

  • стоит с небольшой поддержкой. Шагает на месте и в сторону.

  • сидит на полу и на стульчике с прямой спиной. Садится на пол из положения стоя.

  • хорошо ползает, опираясь на  руки и коленки, вперёд и назад.

  • поднимает мелкие предметы и крошки, удерживая их большим и указательным пальцами. По просьбе взрослого подаёт игрушку.

  • подражает действиям взрослого с предметами: стучит деревянным молоточком по железной банке, подтягивает к себе машинку за веревочку, достаёт предметы из коробки.

  • понимает запрет, отрицательно крутит головой:"Нет-нет".

  • машет рукой:"Пока- пока". Показывает рукой  на предмет, который его интересует. Находит спрятанную на его глазах игрушку.

  • понимает и выполняет простые просьбы:"Дай мне мячик", реагирует на вопросы. Например, поворачивается в нужную сторону на вопрос:"Где папа?"

  • рассматривает крупные картинки в книжке, переворачивает одновременно несколько страничек (из плотного картона).

  • хорошо ползает на руках и коленках. Уверенно сидит с прямой спиной, удерживая равновесие при наклонах и изменениях положения.

  • придерживаясь за мебель, ходит боком. Делает 1-2 шага навстречу взрослому.

  • мелкие предметы берёт согнутыми указательным и большим пальцами (" щипковый захват").

  • пытается есть густую пищу ложкой. Самостоятельно ест густую твёрдую пищу- сухарик,яблоко.

12 месяцев:

  • с удовольствием играет со взрослым в "детские игры": "Идёт коза", "Гуси-гуси", "По кочкам". Радуется своему отображению в зеркале.

  • вкладывает вкладыши в прорези, держит и катает по полу машинку, пытается строить башню из двух кубиков по подражанию за взрослым.

  • берёт и отдаёт игрушки. Любит складывать и доставать предметы из коробки.

  • хорошо ходит с помощью взрослого, придерживаясь за одну руку (некоторые дети ходят самостоятельно).

  • повторяет жесты и движения, вызывающие смех взрослого: морщит нос, закрывает лицо руками, пританцовывает. Целует близких.

  • имитирует действия взрослого: дует на горячее, причёсывается, хлопает в ладоши.

  • говорит несколько осмысленных "детских" лепетных слов, обозначающих предметы людей, потребности малыша.

  • рисует, размазывая краски ладошками, чиркает карандашом по бумаге ( карандаш держит всей ладошкой). Помогает одевать себя: просовывает ноги в штаны, поднимает руки.

  • пьёт из чашки, учится есть густую пищу.

Вас может заинтересовать:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Этапы развития речи.