Итак, в вашей семье появился маленький человек. Но этот малыш настолько непохож на взрослого человека, настолько он не приспособлен к самостоятельному существованию! Что даже не верится, что всего через год он уже будет самостоятельно ходить и говорить первые слова. Какие же бурные изменения происходят с ним за этот год ?! Как же он изменится и внешне и внутренне! Именно поэтому на первом году жизни ребёнка описывается каждый месяц, т .к. каждый месяц с ним происходят всё новые и новые изменения.
Почему же это происходит, почему человеческое дитя настолько не самостоятельно, настолько не приспособлено к жизни и полностью зависит от родителей. Об этом очень хорошо описано в книге Скворцова И.А. "Детство нервной системы". Кратко суть этой книги можно выразить в следующем:
По сравнению с новорожденными животными новорожденный младенец по уровню своей зрелости может быть назван “внутриутробным плодом”, как бы продолжающим после рождения реализовывать “программу”, “недовыполненную” в утробе матери. Всё это связано прежде всего с неограниченными возможностями человеческого мозга. Именно поэтому у человека такой длительный период детства. За этот период созревает мозг человека,до своего человеческого развития. Этапы развития происходят постепенно,они растянуты во времени, так ,как заложено нашей с вами генетической программой. И именно от нас с вами, от родителей, зависит каким человеком будет наш малыш. Это только кажется , что маленький человечек ничего не понимает, всё,что происходит с ним в неосознанном периоде откладывается в его подсознании. От этого зависит каким будет у него отношение к миру, обществу.
Итак, перейдём к описанию развития малыша по месяцам:
1 месяц жизни:
-
реагирует на голос хорошо знакомого взрослого( прислушивается, затихает или,наоборот, усиленно двигает ручками и ножками.
-
задерживает взгляд на лице или его схематичном изображении.
-
замечает движущийся источник света или яркий предмет и прослеживает взглядом их движение в горизонтальной плоскости до угла в 45 градусов.
-
внимательно смотрит на игрушку или предмет, помещённый перед ним на расстоянии 25-30 см.
-
лёжа на спине несколько секунд удерживает голову в среднем положении.
-
недовольно реагирует на громкий неожиданный звук или яркий свет.
-
криком выражает голод,боль , неприятные ощущения.
-
успокаивается, когда его берут на руки,ласково разговаривают.
2 месяц:
-
отвечает улыбкой на улыбку взрослого.
-
"узнаёт" грудь мамы или бутылочку,открывает рот и тянется к ним, когда голоден.
-
смотрит в глаза мамы во время кормления.
-
прослеживает глазами движения предмета в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
-
непродолжительное время удерживает вложенную в руку погремушку.
-
прислушивается к звону колокольчика.
-
узнаёт голос мамы: смотрит в её сторону, оживлённо двигает ручками и ножками.
-
включается в разговор со взрослым: произносит воркующие, булькающие звуки, когда с ним разговаривают.
-
начинает на непродолжительное время удерживать голову, когда его прижимают к себе.
3 месяц:
-
взглядом следит за передвигающимися людьми, узнаёт знакомых взрослых.
-
"комплекс оживления"-двигает ручками и ножками,смеётся, когда сним разговаривают.
-
пользуется голосом,чтобы выразить свои эмоции: различный характер крика для выражения боли, голода , попыток привлечь к себе внимание.
-
лёжа на спине, опираясь на предплечья, поднимает голову под углом 90 градусов, удерживая её 1 минуту.
-
пассивно поворачивается с живота на спину.
-
смотрит на вложенную в руку игрушку.
-
сводит ручки по средней линии перед собой, рассматривает и играет своими пальчиками.
-
пьёт с ложечки и открывает рот при виде её.
4 месяц :
-
оставаясь в одиночестве, привлекает внимание к себе: "воркует", "хнычет".
-
произносит звуки, радостно слушает собственные вокализации.
-
смеётся и эмоционально реагирует на игру со взрослым.
-
переворачивается с живота на спину и обратно.
-
дотягивается рукой до игрушки, подвешенной над ним, приводит её в движение.
-
рассматривает игрушку, удерживая в руке. Исследует игрушку, засовывая её в рот.
-
поворачивает голову к источнику звука справа или слева от себя.
-
в положение сидя с поддержкой, удерживает голову прямо в течение 30 секунд.
-
опираясь на предплечья, уверенно держит голову под углом 90 градусов.
-
с интересом изучает своё отражение в зеркале.
-
двумя руками удерживает бутылочку , когда сосёт из неё.
5 месяцев:
-
радуется и узнаёт знакомого взрослого, протягивает к нему ручки.
-
смеётся, когда мама и папа строят ему рожицы.
-
лёжа на спине, рассматривает поднятые над собой руки и ноги.
-
делает первые попытки сидеть. Сидя с поддержкой, поворачивает голову в направлении звука( например , колокольчика, погремушки ,барабана).
лёжа на животе, поднимает грудную клетку и руки от подстилки, раскачиваясь, совершает" плавательные движения. -
лёжа на спине, уверенно протягивает руку к подвешенной игрушке и хватает её. Хватает всей ладонью погремушку , которую протягивает взрослый (ладонный захват), перекладывает её из одной руки в другую.
-
с удовольствием слушает музыку: воркует и успокаивается, перестаёт плакать при звуках музыки.
-
играет с игрушками в ванной.
-
овладевает новыми звуками , в речи появляются "тянутые" гласные звуки, цепочки слогов.
6 месяцев:
-
осторожно ведёт себя при виде незнакомых людей; радуется знакомым, эмоционально " воркует".
-
использует разнообразные способы исследования предметов и игрушек: трясёт, ощупывает, ударяет, засовывает в рот. Перекладывает игрушки из руки в руку. Плачет, если забираю игрушку.
-
сидит с небольшой поддержкой.
-
опираясь на одну руку, лежит на животе. Свободной рукой тянется к игрушке.
-
лёжа на спине, играет со своими ногами. Активно переворачивается со спины на живот.
-
при поддержке под мышки," танцует" на носочках.
-
держит двумя руками бутылочку.
-
пьёт из чашки.
7 месяцев:
-
проявляет любовь к маме- прижимается, тянется, чтобы его взяли на руки.
-
различает ласковую и строгую интонацию взрослого. Играет в прятки с платком (игра в "Ку-ку". Где малыш?"), слушает детские потешки, пестушки.
-
ищет глазами знакомого взрослого, предмет, который показывает мама.
-
уверенно определяет источник звука (колокольчик, погремушка, шуршащая бумага).
-
непродолжительно стоит с поддержкой.
-
сидит без опоры, наклоняясь вперёд и опираясь на руки.
-
активно лепечет, зовёт руками.
-
роняет игрушки на пол,прослеживает взглядом падение.
-
может играть с двумя игрушками одновременно.Переворачивает игрушки, которые хочет рассмотреть.
-
держит печенье в руке и кусает.
-
без помощи взрослого подносит бутылочку ко рту.
8 месяцев:
-
расстраивается и плачет,когда мама уходит
-
понимает запрет и похвалу.
-
тянется к понравившейся игрушке. Показывает ручкой на предмет.
-
поддерживаемый за туловище, стоит на обеих подошвах ног.
-
пытается ползать.
-
"пинцетный захват"- вытянутыми большим и указательным пальцами берёт мелкие предметы.
-
отыскивает упавший предмет.
-
подражает звукам, которые произносит взрослый. Лепечет, повторяет двойные слоги.
-
играет в "Ладушки", прятки.
-
пьёт из чашки.
-
самостоятельно ест небольшие кусочки пищи.
-
лёжа, стаскивает носок с ноги.
9 месяцев:
-
Пугается незнакомых людей: плачет, прижимается и прячется за маму.
-
реагирует на реплики взрослого: плачет, если его ругают, улыбается если хвалят. Понимает простые просьбы, например: "Иди ко мне на ручки!"
-
ползает по пластунски вперёд и вокруг своей оси.
-
уверенно и продолжительно сидит.
-
подтягивается за прутья манежа и встаёт.Стоит с поддержкой. Делает несколько шагов с поддержкой.
-
бросает игрушки на пол. Вытаскивает кубики или игрушки из коробки. Ударяет игрушками друг о друга.
-
показывает пальчиком на интересующую его игрушку, детали предмета( игрушки).
-
ищет игрушку, спрятанную у него на глазах.
-
подражает большому количеству звуков.
-
ест пальцами. Имеет вкусовые "пристрастия".
-
хорошо пьёт из чашки.
-
срывает с головы шапку, платок. Помогает одеваться, просовывает руки в рукава.
10 месяцев:
-
показывает любовь к близким, обнимает их. Радуется, когда его хвалят. Повторяет действия, за которые его похвалили.
-
внимательно слушает речь взрослого. Смотрит по направлению руки взрослого, реагирует на своё имя.
-
использует указательные жесты, означающие:"Дай мне", " Покажи мне".
-
имитирует разговор по телефону, машет по подражанию "Пока-пока!".
-
катает мяч маме.Смеётся, когда взрослый прячется за мебель.
-
ищет спрятанную у него на глазах игрушку.
-
играет со взрослым в " разговор по-очереди",повторяет по-подражанию звуки и цепочки слогов.
11 месяцев:
-
произносит двойные слоги, похожие на слова ("мама", "баба", "папа").
-
стоит с небольшой поддержкой. Шагает на месте и в сторону.
-
сидит на полу и на стульчике с прямой спиной. Садится на пол из положения стоя.
-
хорошо ползает, опираясь на руки и коленки, вперёд и назад.
-
поднимает мелкие предметы и крошки, удерживая их большим и указательным пальцами. По просьбе взрослого подаёт игрушку.
-
подражает действиям взрослого с предметами: стучит деревянным молоточком по железной банке, подтягивает к себе машинку за веревочку, достаёт предметы из коробки.
-
понимает запрет, отрицательно крутит головой:"Нет-нет".
-
машет рукой:"Пока- пока". Показывает рукой на предмет, который его интересует. Находит спрятанную на его глазах игрушку.
-
понимает и выполняет простые просьбы:"Дай мне мячик", реагирует на вопросы. Например, поворачивается в нужную сторону на вопрос:"Где папа?"
-
рассматривает крупные картинки в книжке, переворачивает одновременно несколько страничек (из плотного картона).
-
хорошо ползает на руках и коленках. Уверенно сидит с прямой спиной, удерживая равновесие при наклонах и изменениях положения.
-
придерживаясь за мебель, ходит боком. Делает 1-2 шага навстречу взрослому.
-
мелкие предметы берёт согнутыми указательным и большим пальцами (" щипковый захват").
-
пытается есть густую пищу ложкой. Самостоятельно ест густую твёрдую пищу- сухарик,яблоко.
12 месяцев:
-
с удовольствием играет со взрослым в "детские игры": "Идёт коза", "Гуси-гуси", "По кочкам". Радуется своему отображению в зеркале.
-
вкладывает вкладыши в прорези, держит и катает по полу машинку, пытается строить башню из двух кубиков по подражанию за взрослым.
-
берёт и отдаёт игрушки. Любит складывать и доставать предметы из коробки.
-
хорошо ходит с помощью взрослого, придерживаясь за одну руку (некоторые дети ходят самостоятельно).
-
повторяет жесты и движения, вызывающие смех взрослого: морщит нос, закрывает лицо руками, пританцовывает. Целует близких.
-
имитирует действия взрослого: дует на горячее, причёсывается, хлопает в ладоши.
-
говорит несколько осмысленных "детских" лепетных слов, обозначающих предметы людей, потребности малыша.
-
рисует, размазывая краски ладошками, чиркает карандашом по бумаге ( карандаш держит всей ладошкой). Помогает одевать себя: просовывает ноги в штаны, поднимает руки.
-
пьёт из чашки, учится есть густую пищу.
Вас может заинтересовать: