ДВУХЛЕТНИЕ.

  В два года начинается «переходный период» - от младенчества к детству. В переходные периоды разрушаются уже выработанные формы поведения и создаются новые. Но прежде всего происходит разрушение старого. Этот этап не обязательно начинается точно в два – иной раз в два года и три месяца, иной раз в два с половиной.

  Родители замечают, что их дотоле послушное дитя склонно оказывать сопротивление. Его любимым словом становится «нет». Ребёнок сам порою не знает, чего хочет. Если ему предлагают чай, просит молока. Приносят молоко – требует сока. Он отказывается от того, что ему предлагают, не потому, что не хочет этого. Ему просто не нравится сам факт, что он должен выполнять чужие указания.

Это неизбежный этап духовного роста и созревания. Ребёнок начинает осознавать самого себя как личность, и ему необходимо самоутвердиться. Как он этого добивается?

До сих пор он более или менее беспрекословно подчинялся взрослым. Теперь же он противопоставляет свои желания их требованиям. Одна из главных ошибок, которую совершают при этом родители, - непреклонность, решимость ни в коем случае не потакать капризам ребёнка. Нередко такая линия приводит к тому, что ребёнок превращается в робкое, пассивное и покорное существо. Иногда, наоборот, отношения с ним превращаются в серию сражений. Другая ошибка – избегать всяких столкновений, безусловно выполнять все его прихоти, желания и требования. Таким детям трудно приходится в детском саду и школе, потому что у них нет навыков самоограничения, подчинения правилам и распорядку.

Как же поступать в случае разногласий? Уступить? Или настоять на своём, проявив «твердость воли». (Когда взрослые противопоставляют своё упрямство упрямству ребенка, то, глядя со стороны, невольно думаешь – кто же умнее? И сравнение явно не в пользу родителей.) Лучшая тактика в таких случаях – отвлечь ребёнка, переключить на другую деятельность, другие интересы. Причём сделать это нужно до возникновения конфликта, когда он только назревает. Приём отвлечения очень действен и полезен и долго еще будет верой и правдой служить родителям.

Двулетний бросается из одной крайности в другую. Жажда самоутверждения проявляется и в том, что он то и дело кричит: «Я сам!» или «Я сама!». Убедившись в своём бессилии, просит помощи: «Сделай», «Помоги». Он ищет независимости и в тоже время он не хочет вовсе отказаться от положения младенца, который надежно чувствует себя под спасительным покровительством старших.

  Ребёнка в этом возрасте нужно непременно приучать к соблюдению каких-то норм, правил и распорядка. Однако правила должны быть гибкими. Слишком строгий распорядок для этого возраста не годится, потому что не соответствует его психическому содержанию, частой смене прямо противоположных стремлений и побуждений.

Установленные для ребёнка правила не должны быть жёсткими, не должны быть последовательными и согласованными, чтобы одно не противоречило другому, и ребёнок не привыкал к тому, что запрещённое матерью будет разрешено отцом или бабушкой. При всей его неопытности двухлетний отлично уловит это и будет использовать.

 Ребёнку нужно позволять свободно выражать свои чувства. Надо помнить, что двухлетнему присущи и такие чувства, как раздражение, злость, гнев. Можно требовать от него контроля над поступками; требовать же контроля над чувствами нереалистично: его чувства должны иметь какое-то внешнее выражение.

Ребёнок разыгрался и не хочет возвращаться с прогулки. Предложение идти домой вызывает вспышку гнева: «Не люблю тебя! Ты нехорошая!» и т. д. Родителям это не нравится, да и стыдно им перед случайными свидетелями этой сцены, отсюда досада: «Не смей так разговаривать с мамой!». Что же делать? Если ребёнок упорствует и не хочет идти, нужно унести его на руках, не взирая на вопли. Если разрешить остаться, он увидит, что с помощью слез можно добиваться своих целей, воздействовать на родителей, заставить их менять решение. Но унося его не надо препятствовать ему выражать свои чувства. Напротив, нужно, чтобы он видел – его чувства понятны родителям, но всё-таки пора уходить.

     Двухлетний не умеет различать положительные и отрицательные чувства. Если его будут наказывать за то, что он выражает отрицательные чувства, он будет скрывать даже и положительные. Это не пойдет ему на пользу. Нежелательные поступки надо пресекать, но в своих чувствах двухлетний не властен, и ничего страшного, если он немного покричит и поворчит.

     Когда у двухлетнего неприятность, он остро нуждается в сочувствии и жалости, и должен видеть, что родитель понимают его и разделяют его горести и заботы (это нужно не только двухлетним). Когда ребёнок чем-то встревожен, его беспокоит страх темноты или у него затруднения, самая худшая тактика – сказать ему: «ерунда, не бойся, ничего страшного». Такая «лобовая психотерапия» приносит только вред. Ребёнок увидит, что его не понимают и не хотят понять, и это лишь углубит его страхи.

Двухлетний не всегда понимает, когда голоден. Он хнычет, ему неприятно, но он не знает, что сказать взрослым. Они сами должны догадаться, что он хочет есть, и объяснить ему. Тем более он не умеет понять, что устал. Среди игры он вдруг начинает капризничать, а то и вовсе заплачет. Он устал, но не умеет еще словами определить своё ощущение.

   Если простейшие, извечные эмоции голода и усталости не всегда доступны пониманию двухлетнего, что же сказать о тех волнах переживаний, которые захватывают его по мере расширения его связей с внешним миром? А.П.Чехов в рассказе «Гриша» показал внутренний мир малыша двух лет и восьми месяцев, впервые вышедшего погулять на городскую улицу. Эта нагрузка оказалась непосильной для мальчика.

Когда им читают перед сном, книжку нужно держать так, чтобы видны были картинки. Любимая телевизионная программа отнюдь не заменяет чтение на сон грядущий.

  На третьем году жизни дети охотно слушают музыкальные сказки. Чтобы воспринимать сказку, ребёнок должен прослушать её неоднократно, изо дня в день, по нескольку раз. Вначале его привлекают песенки и музыка. С каждым прослушиванием он вникает всё больше, запоминает новые подробности, и сказка нравится ему всё сильнее. Процесс прослушивания поглощает его настолько, что ребёнок не требует специального внимания в течение 30 – 40 минут.

Через 3 – 4 недели можно включить другую сказку, а затем через каждые 2 – 3 недели добавлять следующую (бременские музыканты, три поросенка, мойдадыр, красная шапочка, знаменитый утенок Тим, песенки из мультфильмов и т. д.) . Это развивает музыкальное восприятие и музыкальный слух, обогащает речь – словарный запас, интонации, помогает овладеть правильным литературным произношением.

Развитие речи чрезвычайно расширяет мир ребёнка. Он начинает задавать вопросы, и желательно, чтобы на все вопросы он получал осмысленные ответы. С каждым месяцем он становится разумнее, поведение его улучшается, общение с ним приобретает большую привлекательность и прелесть.

 Может быть интересным для вас:

1.Нетрадиционные методы развития речи ребёнка( пескотерапия, пальчиковая гимнастика, су-джок терапия).

2.Этапы развития речи ребёнка в норме.

3. Развитие детей из года в год.