Трёхлетние дети.

С трёхлетними приятно иметь дело. Его не потрясают «эмоциональные бури», он чувствует себя увереннее, избавился от многих тревог, не испытывает прежних страхов. Больше не настаивает, чтобы всё делалось так, как он хочет.

Год назад он был бунтовщиком, теперь же готов соглашаться с окружающими, поступать так, чтобы им было приятно, чтобы заслужить их похвалу. Трёхлетний может удивить родителей, спросив разрешения на то, что раньше делал без всяких разрешений. Появившийся дух сотрудничества позволяет ему лучше ладить не только с родителями, но и с братьями и сестрами, посторонними людьми. Год назад с ним ещё нельзя было рассуждать, убеждать его доводами разума. Теперь это стало возможно, но не нужно читать ему длинные лекции: как только ребёнок утомится, он перестанет слушать.

Трехлетние очень чувствительны к эмоциональному климату в семье – к взаимоотношениям родителей. Малейшая размолвка между ними, не говоря уже о криках, ругани и скандалах, выбивает его из колеи, портит настроение, делает его капризным, взвинченным, упрямым. Если же родители ласково обнимут друг друга трёхлетний (как и четырёх- и пятилетние) весь просияет, в тоже мгновение бросит всё и побежит к ним с криком: «и меня! И меня!».

На четвертом году ребёнок не стремится быть диктатором в доме. Припадки гнева или неудовольствия (например: когда он ложится на землю и отказывается идти дальше) становятся всё более редкими. Он начинает понимать, что бывает необходимо поделиться, подождать своей очереди. Резко возрастает его способность ждать. Объём его внимания возрос, и он может дольше весть беседу, не перескакивая на другую тему. Его движения точнее. Он терпеливее при одевании, лучше владеет собой, когда что-то не ладится в игре.

Большая уверенность в себе отчасти связана с развитием речи. Он лучше понимает других и лучше выражает свои чувства словами. Способность выразить в слух неприятные чувства помогает ребёнку лучше владеть собой и своим поведением. Если он скажет «я тебя не люблю», это избавляет его от желания прибегнуть к насильственным действиям (ударить, толкнуть и т. д.). С развитием речи начинает активно работать воображение, фантазия. Ребёнку нравится слушать и воспринимать новые слова. Иногда он разговаривает сам с собой, произносит настоящие монологи, сочетая слова с какими-нибудь действиями. Тем самым он тренирует свои речевые возможности.

Трёхлетний получает удовольствие от игры со сверстниками. Раньше он не способен был на настоящую игру с ними: находясь в тесной близости с другими детьми, он делал что-то независимое, отдельное от других. Теперь ребёнок сотрудничает, взаимодействует, потому что научился (вернее, учится) элементарным приёмам общения – делиться, ждать своей очереди, меняться игрушками.

Он по-прежнему любит слушать музыкальные сказки, проявляя избирательность вкуса: одни ему нравятся больше, другие надоели, но после некоторого перерыва он вновь к ним возвращается.

Конечно, в отношениях с трехлетним не всё окрашено в розовые тона. Порою возникает нелёгкая для многих родителей проблема: ребёнок не ест или ест плохо. Обычные рекомендации гласят: не хочет – не надо. Не следует уговаривать и заставлять. Пусть ребенок проголодается, и тогда он сам прибежит и попросит ту пищу, которую капризно отвергал.

Большей частью так и получается. Но, к сожалению, бывает и по-другому: не прибегает и не просит. Если придерживаться спартанского принципа «проголодается – съест», то ребёнок будет хронически недоедать, перестанет прибавлять в весе, начнет отставать в росте и развитии, снизится его сопротивляемость инфекциям.

В таких случаях желательно получить консультацию квалифицированного врача – диетолога, специалиста по детскому питанию. Нужно выяснить, достаточно ли ребёнок получает

витаминов, белков; не перегружен ли его рацион углеводами. Правильно подобранное меню может вернуть утраченный аппетит.

Бывает, что ребёнок ест, лишь когда ему рассказывают сказку. И если без сказки обойтись невозможно, ничего нет зазорного в том, что родители прибегнут к этому порицаемому, но испытанному средству.

Но это совершенно бесполезно – так это попытки рассказами о голодном детстве заставить ребёнка проглотить невкусный, по его мнению, кусок. Взрослым кажется, что они учат ребёнка ценить нынешнее изобилие, и они с увлечением рассказывают о скудном питании военных и послевоенных лет. Ребёнку скучно слушать, и аппетит от этого не улучшается. Надо искать другие пути и методы, заинтересовать ребёнка, увлечь.

В общем же, три года – это радостный период жизни. Ребёнок любит своих родителей, доволен собой; ему нравится, когда другие им довольны. Родители должны наслаждаться своим ребёнком, потому что на смену этому периоду приходит другой – трудный.

Физическое и психическое развитие ребёнка протекает так, что периоды уравновешенности чередуются с периодами, когда «баланс» нарушается. Этапы нарушенного равновесия имеют своё назначение – это переходные периоды, когда один тип поведения сменяется другим, более зрелым. Такие переходы не могут идти плавно, они сопровождаются телесной и поведенческой дисгармонией, трудной для ребёнка и родителей. Но это неизбежные этапы развития.

Статьи по теме:

1.Двухлетние дети.

2.Критические периоды развития ребёнка.