Четырёхлетний ребёнок.

    Поведение четырехлетнего лучше всего описывается фразой «как с цепи сорвался». Его движения порывисты и резки, он стремится ударить, толкнуть, перевернуть. Речевое поведение подстать двигательному: избыток преувеличений, речь насыщена восклицаниями.

Если родители заранее не знают, кто такой четырехлетний ребёнок, он приходит в смятение. Им кажется, что они допустили какой-то роковой просчёт в воспитании, и из славного трёхлетнего вырос испорченный четырёхлетний, с которым невозможно справиться.

Четырехлетние любят играть вместе. Друзья для них важнее, чем для трёхлетних, но ладить с друзьями им куда труднее. Взаимоотношения в группе четырёхлетних куда весьма бурные. Если дети в сквере, парке, на детской площадке сформировали «компанию» из двух человек, и появляется третий – его не принимают, он «чужак». Тактичное вмешательство взрослых заставит принять его в игру, и бывший чужак тотчас окажет сопротивление, если появится четвертый.

В игре четырехлетних много угроз, криков, громких требований, восклицаний досады, толчков и «пихания». Одна из самых частых форм общения – безудержное хвастовство.

Популярные среди них «нехорошие» слова: «дурак! Дура! Жадина! и т. д. Четырехлетний груб, резок, прям и неделикатен – его не интересуют чувства других людей. Он пререкается и спорит с другими детьми, может стать воинственно-драчливым. Переживает эмоциональные крайности: то застенчив и робок, то неистово буен и шумлив.

Вновь могут появиться «ритуалы»: строгая последовательность символических действий, которые предшествуют укладыванию в постель, приему пищи и переодеванию. Эмоциональная неустойчивость выражается нытьём, плачем, частыми жалобами. Он вызывающе не подчиняется просьбам и требованиям взрослых, горячится, бахвалится, угрожает другим детям: «я тебя побью».

Его понятие о праве собственности весьма своеобразно: он считает, что ему принадлежит всё, что он видит. Родителей порою беспокоит такое бесцеремонное отношение к чужим вещам. Они считают, что его следует немедленно отучить (с помощью ремня) от «воровства», иначе он

превратится в малолетнего преступника. Однако такое отношение к собственности – прямое следствие ограниченного мышления четырёхлетнего ребёнка. Для него «держать в руках» - всё равно что «владеть». Игрушка, взятая у другого, «принадлежит» ему, потому что он сейчас с ней играет. Поэтому он может сунуть её в карман и унести домой. Нужно мягко и спокойно объяснить ему, что игрушку надо вернуть. Но даже многократные увещевания не изменят существа ситуации: понадобятся годы, прежде чем ребёнок научится уважать чужую собственность.

Энергия четырёхлетнего просто фантастична, и он щедро расходует её. Бегает по квартире, по лестнице, открывает и закрывает двери, хлопает ими. Его желание говорить неиссякаемо. Он высказывается почти по любому поводу и на любую тему. Если нет слушателей, готов говорить сам с собой. Его способность задавать вопросы становится всё более изощрённой, так что родителям порою кажется, что они не в силах выдержать его натиск вопросов.

Четырёхлетний проявляет большой интерес к языку: он очарован словами, их звучанием, любит сочинять бессмысленные слова, рифмовать. На пятом году жизни ребёнка начинают интересовать слова, которые обозначают «запретные» части тела и «туалетные» действия. Он обнаруживает, что «туалетные» слова шокируют взрослых, особенно если в доме гости. Сделав такое открытие, он непременно им воспользуется. При этом он может разразиться хохотом – так ему весело. Лучше всего не замечать такие проказы. Если поднимать шум, ребёнок сообразит, что в его руках мощное оружие воздействия на родителей, верный способ привлечь к себе внимание, и тогда период употребления «грязных слов» будет лишь продлён. Если же не обращать внимания на эти «издержки роста» - особенность его возраста, он скоро перестанет смаковать эти слова, и к пяти годам перестанет их употреблять.

Речевую активность ребёнка можно направить в созидательное русло – играть с ребёнком во всякого рода словесные игры, пользуясь его любовью к рифмовке и нелепым, бессмысленным, ничего не значащим словам. У него отличная склонность к юмору, к преувеличениям, перевертышам (именно потому, что он уже может отличать смысл от бессмыслицы, нормальные отношения явлений от перевернутых).

Четырёхлетний любит изображать в лицах (волка, зайца, ежа, персонажей, о которых ему читали или которых он видел по телевизору). Эту склонность можно использовать, предоставив ему возможность устроить собственный кукольный театр. Четырёхлетний любит играть кубиками, строить дома, дворцы, башни и т. д. Игрушечные автомобили, самолёты, корабли тоже привлекают его. В куклы играют и мальчики. Чрезвычайно привлекает детей этого возраста песочница, пытаются что-то сооружать. Его притягивает также и вода: за неимением лучшего он готов играть в луже. Его неуемная энергия и «текучесть» мысли приводят к тому, что он с поразительной быстротой меняет намерения и цели. Может начать рисовать собаку, но спустя минуту решит, что пусть это будет лошадь или тигр. Начинает рисовать солнце, а получается осьминог. Для четырехлетнего на вопрос, что он рисует, вполне логичен ответ: «Откуда же я знаю, пока не кончил?».

Так же мгновенно он переключается, когда рассказывает о каком-нибудь происшествии, о встрече во время гулянья. Энергия четырёхлетнего бьёт через край, и потому он нуждается в твёрдой руке, которая сдерживала бы его порывы. Если родители не обладают нужной твёрдостью, четырёхлетний может их замучить. «С ним ничего нельзя поделать». – жалуются они. Однако ребёнок не может быть автоматом, немедленно выполняющим любую команду. Мгновенно и беспрекословно повинующийся ребёнок достоин, скорее, сожаления. Если ребёнок должен выполнять то, что ему велели родители, то по крайней мере имеет право поворчать или чуть помедлить. Но не более. Если требование родителей разумно, нужно настоять на его выполнении.

Четырёхлетний любит разнообразие, перемены занятий и темпа. Если возникает разногласие, и видно, что оно может перерасти в конфликт, лучше не доводить до этого, проявить не твёрдость, а гибкость: отвлечь ребёнка, переключить на что-нибудь другое. Это сделать нетрудно, потому

что четырехлетние легко переключаются. Лучше предвосхищать назревающие конфликты и предотвращать их путём «увода» на другую тему, на другое занятие, чем разрешать конфликты путём твердости и наказаний.

Иногда матерям кажется, что в других семьях дети «лучше». Нет, нет и нет.