ПЯТИЛЕТНИЕ.

К тому времени, когда родители «сыты по горло» и им кажется, что больше выдержать они не в состоянии, выясняется, что четырёхлетнему уже пять. Это приятный и занимательный возраст. Поведение ребёнка становится предсказуемым, сам он – значительно спокойнее, дружелюбнее, покладистее.

Четырёхлетний берётся за непосильные для себя задачи и, не справившись с ними, впадает в буйство и испытывает чувство крушения (состояние фрустрации, от латинского frustratio – обман, тщетное ожидание, ошибка).

   Пятилетний же принимается только за то, что может выполнить, и потому почти всегда добивается успеха. У пятилетнего есть четкая идея, что он собирается рисовать. Он доводит рисунок до завершения, согласно первоначальному замыслу. Пятилетний доводит до конца любое начатое дело, в отличие от четырёхлетнего. В тоже время пятилетний знает, где остановиться: его поведение находится в разумных границах.

Ребёнок мало думает о будущем: он удовлетворён и даже счастлив сегодняшним днём, своей нынешней жизнью и миром, в котором пребывает. Окружающие обычно довольны его поведением и симпатизируют ему. К нему вернулся «дух сотрудничества», которым он обладал в трёхлетнем возрасте, и ему хочется, чтобы все одобряли и хвалили его.

  Поскольку он живет настоящим, не сокрушается о прошлом и не тревожится о будущем, он чрезвычайно практичен. Различные предметы определяются с точки зрения пользы, которую может из них извлечь: «карандаш – чтобы рисовать», «кресло – чтобы на нём сидеть», «диван – чтобы на нем прыгать».

Его мышление реалистично. Когда ему говорят» «представь себе, что мы сейчас на берегу моря», он отвечает «нет, мы живем в Москве». На вопрос, умеют ли собаки плавать, он отвечает «а у меня нет собаки». Когда пятилетнему загадали загадку «висит груша, нельзя скушать», он ответил: «а я съем».

Пятилетний любит свой дом и семью, но ему уже этого мало. Он созрел для более широкого опыта взаимоотношений с людьми, прежде всего - со сверстниками. Заводит приятельские отношения с детьми, живущими по соседству – в одном дворе. Его умственные возможности выше, чем считают взрослые. Они всё время удивляются его наблюдательности, иногда бывают смущены, когда он повторяет неосторожно брошенные в его присутствии слова. Взрослые полагали, что он не сможет их понять и запомнить. Но он понимает больше, чем им кажется.

Пятилетний испытывает тягу к коллективу. До этого возраста ребенка вполне можно воспитывать дома – если условия позволяют. Теперь же для развития ребёнка лучше отдать его в детский сад. Там он пройдет важнейшую стадию своего социального опыта жизни в коллективе. Под руководством хорошего педагога пятилетний может много приобрести и продвинутся в умственном развитии. Упустить это время жаль.

Ум пятилетнего жаждет новых впечатлений, он хочет учиться. С удовольствием и пользой смотрит телевизионные программы. Он в высшей степени любознателен.Для пятилетних детей можно порекомендовать следующие мультфильмы для просмотра:Гадкий утёнок,дикие лебеди,свинопас,снежная королева,старый дом (Ю.Норштейн) , большой секрет для маленькой компании,братья Лю,бременские музыканты (серия – 2 м/ф),по следам бременских музыкантов,вовка в тридевятом царстве,времена года (Ю.Норштейн) и другие.

Физически ребёнок делает огромный шаг вперёд. Родители замечают, что он стал большим и тяжелым, его двигательные навыки заметно улучшились. Может пройти пешком или на лыжах несколько километров.

Отношения с ним несколько омрачаются – впрочем, это слишком сильное слово – одним его вполне естественным, но порою вызывающим досаду качеством. Старшие дети нередко говорят пятилетнему ребёнку: «Какой ты приставучий». В самом деле, он бывает прилипчив, требует внимания, хочет, чтобы ему уделяли время, говорили с ним и играли. Если ребёнок единственный в семье, он любит «перехватывать» гостей, навещающих его родителей. Завязывает беседу, взбирается на колени, на плечи с требованием «Давай разговаривать» или «Расскажи что-нибудь». Взрослые не прочь поиграть с ним минуту-другую, но отделаться от него не так просто, он неотвязен, пристаёт к ним, вполне оправдывая определение «приставучий».

Следовательно, имеются громадные психологические различия между трёх-, четырёх- и пятилетними детьми. Родители должны хотя бы в общих чертах знать об этом, чтобы правильно вести себя. Нельзя требовать от четырёхлетнего такого же быстрого и безусловного повиновения, как от пятилетнего, и наказывать его, если не сразу выполнил приказ родителей. Он просто не может его выполнить сразу. А если взрослые проявляют нетерпение и раздражительность, значит, в воспитании нуждаются они сами. Вообще невозможно воспитывать ребёнка и в тоже время не воспитываться самому. Родители должны становиться сегодня умнее и терпеливее, чем вчера. Воспитание детей процесс двусторонний.

Родители должны понимать различия между малышами разного возраста. К концу этого периода ребенок уже не привязан к «юбке матери» - у него появляется общество сверстников, он учится общению с ними. В эти годы ребёнок начинает понимать, к какому полу он относится, то есть мальчик он или девочка.

Интересные статьи:

1. Из года в год(развитие детей от рождения)

2.Говорят дети.