ШЕСТИЛЕТНИЕ.

Многие родители вспоминают о своём милом и сговорчивом ребёнке, когда ему исполнится шесть, и уравновешенность исчезнет. Теперь уже не он владеет своими чувствами, а чувства подчиняют его себе. То он говорит матери, как сильно её любит. Через минуту, после её замечания или упрёка, кричит: «Я тебя ненавижу! Ты всегда придираешься!». Мать больше не является центром его мира, как год тому назад. Теперь он сам хочет быть центром мироздания. Его лозунг – делай, как я хочу. Он может стать крайне требовательным. Конфликты с матерью свидетельствуют о том, что ребёнок выходит из домашнего гнезда и вступает в более широкий мир.

Шесть – возраст безграничной энергии. Каждая мышца требует движений и действий. Когда шестилетний не спит, он двигается – бегает, ползает, толкает, прыгает, гоняется за кошкой или собакой. Родители наивно полагают, что стулья в их квартире – чтобы сидеть, а полы – чтобы ходить по ним. Между тем стулья, диванные подушки – прекрасный материал для строительства крепости, кровать или диван – цирковая метка, на которой можно подпрыгивать. Игры сопровождаются шумом и криками. Ребёнок изгибается, вертится волчком, крутится, принимает неестественные позы, чем бы не занимался. Время обеда – не исключение. Сидеть прямо или сидеть спокойно за столом для него невыносимо трудно, просто пытка.

Он не умеет экономно распределять силы; набегавшись и наигравшись до изнеможения, тут же валится с ног и засыпает.

В шесть лет ребёнок уже не так тонко чувствует красоту слов и речи. К шести годам яркость восприятия слов тускнеет. Поэтому ребёнок не столь отчетливо произносит их, прибегает к скороговорке, «глотает» окончания и порою разговаривает так, будто у него полон рот каши. Бывает, что хорошо знакомое слово при долгом повторении вообще теряет смысл. У некоторых детей это превращается в своеобразную игру: многократно повторяя одно и тоже слово, они вдруг ощущают, что от слова остался один звук, а содержание улетучилось.

Шестилетние безжалостны к своей одежде и обуви. Их легко распознать по прорехе на коленях и локтях, по дыре на обуви. Шестилетний любит быть в центре внимания, занимать центральное место в разговоре. Любит острить, шутить, привлекать к себе внимания всякими

фокусами и «штучками». Любит хвастаться и преувеличивать, рассказывая, на что он способен, что может сделать. Раздражающе категоричен в вопросах, в которых ничего не смыслит. С легкостью всё начинает, но почти ничего не заканчивает – это касается еды, мытья, одевания. Легко отвлекается; он невыносимый «копуша».

Возвращаясь домой, иногда издаёт пронзительный, душераздирающий вопль, и кричит одну – две минуты, как бы «выпуская пар», накопившийся за день в детском саду, где он всё время сдерживал себя, подчиняясь правилам и распорядку. Время возвращения из детского сада – самое неподходящее для воспитательных мероприятий.

Мать иногда поражается, что на простейшую просьбу или замечание ребёнок отвечает подлинной вспышкой гнева. Она недоумевает: «что на него нашло». И не всегда понимает, что он просто физически устал, а эмоционально уже не в силах вынести одну-единственную команду или упрёк, после того как весь день подчинялся взрослым - воспитателям в детском саду.

Детский сад ему нравится, но он не любит «черновой неинтересной работы». С гордостью демонстрирует свои достижения – рисунки, написанные им буквы, умение читать. В тот день, когда его похвалили, он любит воспитательницу. Назавтра может её ненавидеть – такие колебания типичны для шестилетнего.

Огромное значение для него имеет компания сверстников. Шестилетний возраст – это «стадийный возраст». Вне группы сверстников он чувствует себя нехорошо; они куда увереннее находясь вместе.

Дразнить для них в порядке вещей. Ребёнок должен научиться переносить насмешки и обмениваться обидными словами, не теряя самообладание. В любом виде соревнований шестилетний не любит проигрывать и не умеет переносить поражение с достоинством. Каждое поражение – сокрушительный удар для него. Он легко идет на нарушение правил игры, лишь бы победить. Если же проиграет, может дать бурную вспышку со слезами.

В это время могут появиться новые навязчивые страхи: боязнь дождя, грома, ветра, огня. Страх перед некоторыми животными и насекомыми, боязнь телесного повреждения и темноты. Его могут беспокоить ночные кошмары, в которых участвуют дикие звери, ведьмы, привидения и чудовища. Нельзя насмехаться и стыдить его. Как бы ни были бессмысленны строхи, надо дать почувствовать ребёнку, что его понимают и жалеют. Лишь тогда взрослый станет его союзником и придаст ему сил для преодоления страхов.

От шестилетних много ждут, а они не могут полностью оправдать ожидания. Поэтому часто испытывают досаду и чувство бессилия. Возможно, в этом причина навязчивых страхов. Другая причина – замечая вокруг себя многое из того, что раньше от него ускользало, ребёнок не может всё понять и объяснить. Сообщение об отъезде отца в командировку может встревожить шестилетнего«Значит, ты на совсем уезжаешь?». Нужно объяснить, что отец скоро вернётся, и тогда слово «командировка» перестанет пугать ребёнка.

Шестилетний проводит большую часть времени в детском саду и с компанией сверстников и сравнительно меньше времени с родителями. Но он по-прежнему нуждается в них и должен быть уверен, что родители есть, что они на месте. Эта уверенность позволяет ему углубляться в новые для него области отношений со сверстниками в своём дворе или в детском саду. И после периода некоторого отчуждения и равнодушия он ошеломит мать и отца уделять ему больше времени.

Интересные статьи:

1.Из года в год (развитие детей от рождения,особенности каждого возраста).

2.Критические периоды в развитии детей.