Формирование мыслительных операций у дошкольников с ОНР на примере лексической темы: «Сад- огород» .

Лексический словарь по теме:

Существительные: овощи, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, тыква, редис, бобы, горох, укроп, петрушка, огород, грядка, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, сад, дерево. ягода, земляника, малина, черника, клюква, клубника, смородина, крыжовник. Прилагательный: спелый, сочный, вкусный, сахарный, ароматный, гладкий, красный, желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, сладкая, кислая, мягкая, душистая.

Глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать, расти, поливать, копать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, цвести, плодоносить, прятаться, висеть, заготавливать.

Задание №1 «Назови, одним словом» 

Цель: обобщение знаний по теме: « Фрукты», «Овощи», «Ягоды» (мыслительная операция – обобщение).

Инструкция №1: посмотри внимательно на предметы. Как ты назовёшь их одним словом? Какие ещё фрукты ты знаешь? Где они растут?

Инструкция №2: посмотри внимательно на предметы. Как ты назовёшь их одним словом? Какие ещё овощи ты знаешь? Где они растут?

Инструкция №3:посмотри внимательно на предметы. Как ты назовёшь их одним словом? Какие ещё ягоды ты знаешь? Где они растут?



Задание №2 «Разложи по вёдрам» .

Цель: умение сравнивать предметы по величине (мыслительная операция – сравнение).

Инструкция: посмотри внимательно на картинки. Большие яблоки при помощи стрелок положи в большое ведро, а маленькие яблоки в маленькое ведро.

Задание №3 «Фрукты и ягоды» .

Цель: умение делить предметы по группам (мыслительная операция - классификация).

Инструкция: посмотри внимательно на картинки. Назови изображенные предметы. При помощи стрелок, ягоды положи в ведро слева, а фрукты в ведро справа. Объясни свой выбор.

Задание №4. «Найди лишнее».

Цель: умение анализировать предметы (мыслительная операция – анализ).

Инструкция: назови, что изображено на картинке. Найди лишнее и обведи красным карандашом. Объясни свой выбор.

Задание №5. «Дорисуй предмет».

Цель: умение выявлять закономерность (мыслительная операция - синтез).

Инструкция: посмотри внимательно на картинки, изображенные в квадрате. Нарисуй недостающий предмет в пустом квадрате. Объясни.

Задание№6. «Последовательность событий».

Цель: умение устанавливать последовательность событий и делать выводы (мыслительная операция- умозаключение).
Инструкция: посмотри внимательно на картинки. Составь рассказ по сюжетным картинкам. Что ты видишь на первой картинке? Что было дальше? Чем всё закончилось?

Задание №7 «Метафоры».

Цель: сформировать умение понимания скрытого смысла. (мыслительная операция-абстрагирование).

Инструкция. Логопед: «Я сейчас скажу словосочетание, а ты скажи, пожалуйста, что оно обозначает. Послушай фразу: «В саду горит костёр рябины красной». Что это означает? Что можно сказать об этом?» Если ребенок затруднялся сам объяснить смысл метафор, мы задавали наводящие вопросы, рассуждали вместе с ребенком.