Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в новые ,немного необычные условия взаимодействия.Другими словами педагоги вынуждены проводить свои занятия дистанционно или в онлайн-формате.При этом все цели,задачи и содержание занятия должно быть выполнено в полном объёме, как при очном занятии.Но реализуются они уже другими, специфичными, способами, обусловленными возможностями информационных технологий.Итак, рассмотрим же плюсы и минусы таких дистанционных занятий.
Из плюсов можно выделить:
-мобильность- больше нет рамок в расстояние.Занятие может быть проведено в любом месте,на любом расстоянии;
-эргономичность- экономия во времени и средствах,необходимых для прибытия на занятие;
-массовость-занятие может быть проведено с любым количеством аудитории;
-психологический комфорт для обучаемого.Домашняя обстановка снижает стресс ошибки или неудачи для ребёнка.
Рассмотрим минусы:
-отсутствие прямого,эмоционального контакта между ребёнком и логопедом;
- невозможность или сильное затруднение в работе над звукопроизношением (особенно при постановки звуков механическим способом);
-необходимость овладения базовыми навыками работы с компьютером;
-материальные.Необходимость в компьютере и доступе в интернет;
-вредное воздействие компьютера на здоровье ребёнка( осанку, зрение,нервную систему);
-проблемы с самоорганизацией.Отсутствие чёткого контроля за выполнение заданий ребёнком,привлечение родителей к занятиям;
Конечно, компьютерные технологии никогда не могут заменить прямого человеческого общения.Но в новых реалиях это становится необходимостью.
Организация учебного процесса в домашней обстановке.
1.Контроль времени ребенка за компьютером.
2.Комфортная среда во время занятий (отсутствие работающего телевизора и всего, что создаёт помехи и шум).
3.Проветривание помещения, где занимается ребёнок.
4.Правильное освещение. Свет должен падать на клавиатуру сверху.
5.Рабочий стол расположить рядом с окном. Дневной свет полезен для ребёнка.
6.Достаточное пространство для занятий с компьютером.
7.Оборудование должно быть недоступно домашним животным!
8.Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при занятии на компьютере.
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ:
Наиболее популярной программой является Skype .
Преимущества данной программы:
бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. • Программа позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.
• Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.
Для проведения занятий в формате видео-конференции удобна программа Zoom.Её преимущества:
Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.
• Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
• Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий.
• Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. • К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку или идентификатор конференции.
• Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
При проведении онлайн-занятия педагоги традиционно использую программу Microsoft PowerPoint .Используя функцию "Демонстрация экрана" .Например, при изучении лексической темы "Домашние и дикие животные", можно создать слайд с картинками животных и изображениями домика и леса.Логопед задаёт ребёнку вопрос:"Куда пойдёт зайчик? В лес или домик?".
Использование картинок для автоматизации звуков.
Дыхательная гимнастика.
"Мыльные пузыри".Логопед выдувает мыльные пузыри и просит ребёнка подуть вместе с ним, чтобы пузырь полетел далеко.Затем, можно ловить пузырь руками, при этом произнося междометия "Оп","Ап".Такое задание можно применять при запуске речи.
Артикуляционная гимнастика.
Проводится по подражанию.Привлечение родителей.
Онлайн-игры.
В современных реалиях незаменимыми помощниками логопеда становятся интерактивные онлайн-игры.Много таких игр можно найти на сайте Мерсибо .При регистрации доступно 287 игр на артикуляционную и дыхательную гимнастику, автоматизацию и дифференциацию звуков, грамматику, лексику.
Так же для автоматизации поставленных звуков удобно использовать сервис Яндекса "Легко сказать" .Здесь у каждого звука есть свой герой-Фиксик. Вместе с ним легко отрабатывать заданный звук.Сервис разработан совместно с логопедами.
Вам будет интересно:
1. Артикуляционная гимнастика.
2.Логопедическое представление на ребёнка.