Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие движения органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Каждый звук имеет свое, определенное положение органов артикуляции. Артикуляционные упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов речи.
Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

  Цель:

  • развить мышцы артикуляционного аппарата;
  • сформировать правильные артикуляционные уклады;
  • научить детей переключаться с одной артикулемы на другую;

Общие рекомендации;

Артикуляционная гимнастика проводится утром перед зеркалом.В логопедической работе артикуляционная гимнастика проводится во время подготовительного этапа обучения( вторые 2 недели сентября). Гимнастика должна проходить в непринуждённой обстановке, в форме игры.За любое правильно выполненное задание ребёнка надо похвалить и поблагодарить(сказать:"Спасибо", если не получилось упражнение , сказать:" Как жалко,что я не смогла тебя поблагодарить").Обычно ребёнку предлагается выполнить 2-3 упражнения, вот некоторые из них(базовые упражнения для постановки звуков):

"Улыбочка":

зубы вместе, губы весело улыбаются.

"Трубочка":

зубы вместе, губы вытянуты в трубочку.

"Лопаточка":

рот широко открыт,губы улыбаются, широкий распластанный язык лежит на нижней губе

.

"Иголочка":

рот широко открыт, губы улыбаются. Язык выдвинут вперёд, кончик языка напряжён. Неважно, поднимается он, или нет.

"Болтушка":

рот широко открыт, губы улыбаются. Плечи вниз .Весело поболтать языком от верхних альвеол к нижним.

"Часики №1:

губы улыбаются, кончик языка прячется то в один угол рта,то в другой.

Правильность: без поворота головы,язык точно попадает в угол рта.

"Орешек":

рот приоткрыт, язык изнутри упирается то в одну щёку, образуя шарик, то в другую.Правильность выполнения: ребёнок выполняет упражнение без поворотов головы, язык попадает точно в центр.

"Вкусное  варенье":

рот приоткрыт, губы улыбаются. Кончик языка медленно описывает сначала верхнюю,затем нижнюю губу.Неправильно, когда язык совершает хаотичные движения.

"Качели":

рот широко открыт, губы улыбаются.Язык выдвинут вперёд.Кончик языка то опускается вниз, то поднимается вверх( это упражнение готовит язык для переключения от "мостика" к "чашечке".

"Мостик":

Рот широко открыт,губы улыбаются. Язык выгнут горбиком, кончик языка упирается в альвеолы за нижними зубами. Вдоль языка-желобок.

"Грибочек":

губы улыбаются, рот широко открыт, присосать язык к нёбу.

"Чашечка":

рот открыт, губы улыбаются. Язык сделать чашечкой- загнуть края и кончик языка в чашечку.

 

 Также вас может заинтересовать:

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Постановка звуков.
  4. Пескотерапия.
  5. Су-джок терапия в логопедии.