Индивидуальное занятие на тему "Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]".Старшая группа.
Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
-
Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.
-
Формировать навыки построения связного высказывания;
-
Развивать артикуляционную моторику: воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей.
Организационный момент.
Логопед:-Послушай загадку.
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? …
(пчела)
Как пчела жужжит? ж-ж-ж
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...
(Паровоз)
Как работает паровоз? -Ш-ш-ш.
Как ты думаешь о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Основная часть.
1.Логопед:-Как ты думаешь чем отличаются эти звуки?
Приложи ладошку к горлышку и произнеси Ж-ж-ж. Горлышко дрожит. А теперь произнеси Ш-ш-ш. Горлышко не работает. Т.е. один звук звонкий -[Ж], а другой глухой-[Ш].
2.Артикуляционная гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.Игра "Неваляшки".
Ребёнок задувает шарики из пуха в ворота на столе.Вдох осуществляется носом, а выдох ртом.
4.Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш].
Игра "Базар".
На столе лежат картинки с изображениями.
Логопед:-Я даю тебе шмеля. (отдаёт картинку ребёнку)
Ребёнок:- За шмеля даю тебе жабу (отдаёт картинку логопеду).
Л.:- За жабу даю тебе ложку.
Р.:-За ложку даю тебе шапку и т.д.
5. Развитие фонематического слуха.
На столе лежат 2 картинки с символом звука [Ж] - пчелой и символом звука [Ш] - паровозиком.Перед ребёнком лежит много картинок. Он должен разложить картинки в названии которых есть звук [Ж] или [Ш] соответственно пчеле или паровозику.
6. Пальчиковая гимнастика "Кошка".
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками).
7. Слоговая структура слова.Игра "Паровозик".
На стене висит бумажный паровозик с номерами вагонов - 1,2,3,4. Логопед предлагает ребёнку разложить все слова по вагончикам, в соответствии с количеством слогов в них. Ребёнок проговаривает при этом слова.
Например: Ша-поч-ка (3 вагон).
Лож-ка ( 2 вагон).
Жё-лудь ( 2 вагон).
8.Итого занятия.
Логопед:- О каких звуках мы сеогодня говорили? Чем они отличаются?
Вам будет интересно.
1.Дифференциация звуков [З] -[Ж].