Индивидуальное занятие  на тему "Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]".Старшая группа.

Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.

  • Формировать навыки построения связного высказывания;

  • Развивать артикуляционную моторику: воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей.

Организационный момент.

Логопед:-Послушай загадку.

Над цветком она жужжит, 
К улью быстро так летит, 
Мёд свой в соты отдала, 
Как зовут её? …
                       (пчела)

Как пчела жужжит? ж-ж-ж

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...

                     (Паровоз)

Как работает паровоз? -Ш-ш-ш.

Как ты думаешь о каких звуках мы сегодня будем говорить?


 

 

Основная часть.

1.Логопед:-Как ты думаешь чем отличаются эти звуки?

Приложи ладошку к горлышку и произнеси Ж-ж-ж. Горлышко дрожит. А теперь произнеси Ш-ш-ш. Горлышко не работает. Т.е. один звук звонкий -[Ж], а другой глухой-[Ш].

2.Артикуляционная гимнастика.

3. Дыхательная гимнастика.Игра "Неваляшки".

Ребёнок задувает шарики из пуха в ворота на столе.Вдох осуществляется носом, а выдох ртом.

4.Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш].

Игра "Базар".

На столе лежат картинки с изображениями.

Логопед:-Я даю тебе шмеля. (отдаёт картинку ребёнку)

Ребёнок:- За шмеля даю тебе жабу (отдаёт картинку логопеду).

Л.:- За жабу даю тебе ложку.

Р.:-За ложку даю тебе шапку и т.д.

5. Развитие фонематического слуха.

На столе лежат 2 картинки с символом звука [Ж] - пчелой и символом звука [Ш] - паровозиком.Перед ребёнком лежит много картинок. Он должен разложить картинки в названии которых есть звук [Ж] или [Ш] соответственно пчеле или паровозику.

6. Пальчиковая гимнастика "Кошка".

Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками).

7. Слоговая структура слова.Игра "Паровозик".

На стене висит бумажный паровозик с номерами вагонов - 1,2,3,4. Логопед предлагает ребёнку разложить все слова по вагончикам, в соответствии с количеством слогов в них. Ребёнок проговаривает при этом слова.

Например: Ша-поч-ка (3 вагон).

                    Лож-ка ( 2 вагон).

                   Жё-лудь ( 2 вагон).

8.Итого занятия.

Логопед:- О каких звуках мы сеогодня говорили? Чем они отличаются?

Вам будет интересно.

1.Дифференциация звуков [З] -[Ж].

2.Логопедические игры.

2.Из года в год.