Занятие № 3( 4 день практики).Индивидуальное.
Тимофей Р.,6 лет.
Тема занятия. Постановка звука «Р». Автоматизация звука «Л».
Ход занятия.
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Упражнение «Моторчик». Массаж языка.
Логопед: Тимофей, куда мы с тобой сегодня поедем?
Ребёнок: На спектакль.
Л.: А сколько километров до театра?
Р.: Десять километров.
Далее ребёнок отрывисто произносит звук «Д» 10 раз, при этом логопед делает массаж языка зондом, вызывая вибрацию кончика языка. У ребёнка возникает звук «Р». То же самое ребёнок повторяет самостоятельно перед зеркалом.
3.Проверка домашнего задания, направленного на автоматизацию звука «Л» .Ребёнок проговаривает слова со звуком «Л»: ласточка, ложка, тарелка, лампа ,мыло, лодка, пила и др.
4.Задание на изменение существительных по падежам (дательный падеж).
Логопед спрашивает ребёнка: Что ты сегодня будешь делать?
Р.: Улыбаться.
Л.: Ты улыбаешься чему?
Р.:Я улыбаюсь ласточке.
Я улыбаюсь ложке.
Я улыбаюсь тарелке.
И т.д. В результате данного упражнения происходит многократное повторение звука «Л» и формирование грамматического строя у ребёнка.
5.Согласование числительного с существительными. Логопед предлагает ребёнку набор цифр.
Л.: Какую цифру ты выбираешь?
Р.: Шесть.
Далее ребёнок прикладывает цифру к картинкам с изображениями предметов и говорит: шесть ламп, шесть лодок, шесть ложек, шесть тарелок и т.д.
6.Игра «Кто что делал?». Автоматизация звука «Л» в глаголах. С опорой на картинки. В индивидуальной тетради изображены картинки с действиями. Ребёнок смотрит на картинки и проговаривает: Мальчик красил. Девочка рисовала. Мама готовила . Бабушка стирала и т.д.
В результате данного задания у ребёнка формируется согласование существительных с глаголами, а так же происходит многократное повторение звука «Л» в словах-действиях.
- Задание на слоговой анализ слова. Игра «Паровозик». На стене изображён паровозик с номерами вагонов (1,2,3,4). Логопед предлагает ребёнку картинки с изображениями предметов. Ребёнок произносит слова по слогам и кладёт картинку в вагончик с цифрой ,соответствующей количеству слогов в слове.
Например: Пал-ка(во второй вагончик).
Шка-ту-лоч-ка( в четвёртый вагончик и т.д.).
Анализ занятия.
Индивидуальная занятие проведено с Тимофеем Р.. Тема занятия: Звуки Р и Л. Объем материала доступен для ребенка. Занятие проведено в игровой форме, использование много наглядности: игрушки, предметные картинки. Занятие составлено методически правильно, выдержаны все этапы работы со звуком – звукоподражание, уточнение артикуляций, воспроизведение звуковых рядов, произношение звука Л в словах. Совершенствовались умения в произнесении слов сложно звуко-слогового состава. На занятие были использованы словесные, наглядные и игровые приемы. Хороший эмоциональный настрой занятия способствовал хорошему усвоению материала ребенком. Занятие выдержано во времени. Активность ребенка была высокой.