Дислалия-это нарушение произносительной(звуковой) стороны речи при сохранном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Это нарушение наиболее часто встречается в детском возрасте, хотя отмечается и у подростков и у взрослых. Ошибки в произношении до 5 лет являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребёнка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.

Большое значение для развития полноценной фонетической стороны речи имеет речевая среда, в которой воспитывается ребёнок. Нередко на приём к логопеду родители приводят ребёнка с жалобами на плохую речь,а в процессе обследования выясняется, что аналогичные дефекты звукопроизношения наблюдаются у кого-либо из близкого окружения. В этом случае у ребёнка формируются по подражанию нарушенные звуки.

В зависимости от анатомического строения и особенностях функционирования речевого аппарата дислалия делится на 2 вида:

  1. Функциональную( нарушено воспроизведение звуков при правильном строение речевого аппарата).
  2. Механическую(неправильное произношение обусловлено нарушениями в строении артикуляционного аппарата).

Психолингвистический подход, разработанный Б.М. Гриншпуном, позволил выделить следующие её формы:

  • акустико-фонематическая. Это нарушение звукового оформления речи, обусловленные неточностью переработки фонем по их акустическим признакам. Это проявляется в ошибках восприятия и произношения парных звонких- глухих, свистящих- шипящих звуков( дятел-тятел, гуси-куси и т.д.)
  • артикуляторно-фонематическая. При этой форме дислалии затруднение вызывает различение фонем по их артикуляционным параметрам. Вследствие этого одни звуки заменяются другими на основе их артикуляторной близости.(Галя-Даля, сумка-сюмка, цапля-сяпля и т.д.) или смешиваются.
  • артикуляторно-фонетическая. Нарушения звукового оформления речи происходят вследствие неточно сформированных артикуляторных позиций. При этом наблюдается искажённое произнесение звуков( например ,призубное или боковое произнесение свистящих и шипящих), пропуск звуков.

По количеству нарушенных звуков различаются дислалия простая( 1-3 звука) и сложная (от 4 и более звуков).

      Нарушения звукопроизношения.

Нарушения произношения в речи ребёнка проявляются по разному:

  1. Звук отсутствует: ампа(лампа), акета(ракета).
  2. Звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком отсутствующим в системе русского языка: например,вместо нормативного [р] произносится" горловой" или "боковой"[р] ; вместо нормативного[с]- межзубный [c].
  3. Звук заменяется другим звуком, более простым по артикуляции([ л] на[ у]).

В зависимости от того , какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются разные виды недостатков звукопроизношения.

Сигматизм (от греч. буквы" сигма", обозн. звук [с] )-недостатки произношения свистящих ([ с-з'] ,[з-з'], [ц] и шипящих ([ш],[ж],[ч],[щ]) звуков.Это один из самых распространённых видов нарушения произношения.

 Ротацизм- ( от греч. буквы"ро", обозн. звук[ р'])- недостатки произношения звуков[ р] и [р'].

Ламбацизм- ( от греч.буквы "ламба" ,обозн. звук [л])- недостатки произношения звуков [л] и [л'].

Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм-звков [к] и [к']; гаммацизм- звуков[ г] и [г']; хитизм- звков[ х] и [х']; йотацизм- звука [й].

 Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты отображаются в замене звонких согласным звуков парными глухими и наоборот:[б-п][,д-т],[ в-ф],[ з-с], [ж-ш],[ г-к] и т.д.

Дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных звуков,заключающиеся в основном в замене их парными твёрдыми и наоборот:[ д'-д],[ п'-п],[ р'-р] и т.д.(тота -тётя,Анута- Анюта,пат- пять).