Дизартрия- расстройство звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.

   Дизартрия является симптомом тяжёлого органического мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарного характера,которые, в свою очередь , могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково- бульбарную( или пирамидную), мозжечковую,ретикуляторную формацию, корковую постцентральную и прецентральную речедвигательные зоны. При дизартрии нарушена передача нервных импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов на различных уровнях, в результате чего к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают сигналы, страдает функция черепно- мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи( тройничный, подъязычный, языкоглоточный, лицевой, блуждающий).

   Главными клиническими признаками дизартрии являются:

  • нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
  • ограниченная возможность произвольных артикуляторных движений за счёт параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
  • расстройство дыхания и голосообразования;

   Этиологическими факторами дизартрии являются различные органические поражения центральной нервной системы(ЦНС) в результате воздействия многочисленных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка в перинатальном, натальном и постнатальном периодах.

В перинатальном: хроническая интоксикация организма матери(алкоголь,курение и т.д.), вирусные заболевания, несовместимость по резус-фактору и др.

В натальном:поражение головного мозга ребёнка в процессе родов( стремительные или затяжные роды, слабость родовой деятельности).

В постнатальном: в результате инфекционных заболеваний (менингиты и менингоэнцефалиты) и черепно-мозговых травм в первые годы жизни ребёнка.

Различные исследователи показывают,что дизартрия диагностируется у детей, страдающих детским церебральным параличом(ДЦП) в 65-85% случаев.

Классификация дизартии.

   Определяют следующие формы дизартрии: псевдобульбарную,бульбарную, экстрапирамидную( или подкорковую), мозжечковую,корковую.

   На основе синдромологического подхода выделяют следющие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом:

  1. Спастико-паретическую.
  2. Спастико-регидную.
  3. Спастико-гиперкинетическую.
  4. Спастико-атактическую.
  5. Атактико-гиперкинтическую.

Формы дизартрии:

Бульбарная дизартрия-возникает при заболеваниях продолговатого мозга различного генеза(воспаления, травмы,опухоли).Поражаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов, что приводит к параличу мышц глотки, гортани,языка,мягкого нёба.В результате возникает дисфагия- нарушение глотания пищи и дисфония- нарушение голоса( он становится слабым,назализированным,охриплым). В речи отмечается оглушение звонких звуков. Лицо у детей с бульбарной дизартрией,как правило, амимично.

Подкорковая дизартрия- возникает  при поражении узлов головного мозга, которое приводит к нарушению мышечного тонуса и гиперкинезам-насильственным непроизвольным движениям в области артикуляторной и мимической мускулатуры, неконтролируемых ребёнком. Темп речи непроизвольно ускоряется или замедляется. Иногда в речи отмечаются непроизвольные выкрики ,спорадическое дыхание. Нередко при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха,осложняющее речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия связана с поражением в области мозжечка, характеризуется скандированной рубленой речью. У детей встречается редко.

Корковая дизартрия представляет большие трудности для диагностики. Характерным для этой формы является нарушение произвольной моторики мышц артикуляционного аппарата. Ребёнок может непроизвольно облизывать губы кончиком языка, при этом произвольные движения для него не доступны. Дифдиагностика с моторной алалией. Отличительной особенностью детей с моторной алалией является отсутствие первичных нарушений лексико-грамматической стороны речи, ведущим симптомом оказывается нарушение звукопроизношения, вызванное расстройствами моторного характера.Часто при убыстренном темпе возникают запинки,схожие с заиканием. При коррекции дефектные звуки относительно быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в спонтанной речи.

   Псевдобульбарная дизартрия- наиболее распространённая форма дизартрии у детей, которая возникает при поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного,блуждающего и подъязычного нервов, в результате чего возникает псевдобульбарный паралич/ парез дыхательных, голосовых, и артикуляционных мышц.

   В результате псевдобульбарного паралича у ребёнка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосёт, попёрхивается, захлёбывается, плохо глотает. Отмечена повышенная саливация , амимия.

  По степени выраженности отмечают три степени псевдобульбарной дизартрии: тяжёлую, среднюю, лёгкую.

  1.Тяжёлая степень- анартрия- характеризуется глубоким поражением мышц и полной их неподвижностью. Лицо ребёнка,страдающего анартрией маскообразное, рот постоянно полуоткрыт, нижняя челюсть отвисает. Язык неподвижно распластанно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь часто отсутствует полностью.Иногда ребёнок произносит отдельные нечленораздельные звуки или передаёт ритмическую структуру.Дети с анартрией при хорошем умственном развитии могут обучаться в спедиальных школах для детей с нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

  2.Дети со средней степенью дизартрии составляют многочисленную группу. У них отмечается обильное слюнотечение,затруднены акты жевания и глотания, нарушены движения мимических мышц. Движения языка также ограничены: ребёнок затрудняется поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в заданном положении. Речь таких детей неразборчива, невнятна,смазанная, тихая. Характерна нечёткая из-за  малоподвижности артикуляция гласных, произносимых обычно с носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо. Звонкие согласные часто заменяются глухими. Из согласных реже нарушаются звуки [ п] ,[т],[м],[н], [к], [х]. Фонемы[ ц] и [ч], [р] и[л] произносятся приближённо, появляется носовой оттенок с неприятным " хлюпающим" призвуком.

  Наиболее  благоприятные условия для обучения таких детей созданы в специальных коррекционных школах( 5-го вида), где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

  3.Лёгкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Расстройства жевания и глотания проявляются неярко, отмечаются редкие попёрхивания. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков [ж], [ш], [р], [ц], [ч]. Основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в лёгкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

  Такие дети при сохранном слухе и интеллекте посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте логопедический пункт при общеобразовательной школе. нередко лёгкую степень псевдобульбарной дизартрии называют стёртой дизартрией.

   Стёртая дизартрия- речевая паталогия , проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Она очень часто проявляется в речевой практике. Исследования показали, что в группах для детей с ОНР до 50% детей,а  в группах с ФФН до 35% детей имеют стёртую дизартрию. Для стёртой дизартрии характерны невнятная речь: плохая дикция; искажение звуков; замена звуков в сложной по слоговой структуре словах. Стёртая дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет.Для таких детей также характерны расстройства общей и мелкой моторики, анатомо- физиологические особенности артикуляционного аппарата, специфичность звукопроизношения, просодики и общего речевого развития, которые детально описаны Е.Ф. Архиповой.