Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН)- это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное незавершённостью фонематических процессов у детей с сохранным физическим слухом и интеллектом.

   При ФФН ведущим проявлением является снижение возможности различать на слух фонемы родного языка.Это, в свою очередь может привести к нарушению произношения звуков родного языка и неправильному оформлению слоговой структуры слова.

  Данную категорию детей впервые выделила Р.Е. Левина в своей психолого-педагогической классификации(1961г.). Фонематический слух при онтогенетическом развитии ребёнка закладывается ещё в раннем возрасте-в период доречевого развития(до 1 года) Позднее- к 1 году и 7 месяцам ребёнок способен распознавать слова, отличающимися 1-2 фонемами,не умея ещё правильно их воспроизводить( миска- мишка, мошка-кошка и др.). Это свидетельствует о нормативном ходе становления процесса фонемообразования. В дошкольном возрасте у ребёнка складываются специальные аналитические операции, связанные с различение фонем в составе слова, определением их количества и последовательности, что принято рассматривать,как фонематическое восприятие.

   При ФФН несформированность звуковой стороны речи выражается в:

  • заменах звуков более простыми по артикуляции. Например:звук р ,как звук позднего онтогенеза имеет самое большое количество замен: на звук [л], [л'],[ в],[ уа],[ г],[д],[ i] и т.д.
  •  искажённое произношение звуков( боковое,горловое, межзубное,носовое);
  • недифферинцированном произношении звуков,когда,например, два звука [с] и [ш] заменяются одним нечётко произносимым[ ш] (смягчённым);
  • нестойком употреблении звуков, то есть их смешении, когда изолированно или в простых словах звуки произносятся верно, а в самостоятельной речи или более сложнызх словах происходят взаимозамены звуков,относящихся к разным фонетическим группам.Например, самолёт-шамолёт, шапка-сапка,рыба- выба,лапка-йапка и т.д.

Все вышеперечисленные недостатки произношения свидетельствуют о незаконченности процесса формирования звуков,смешиваемых по акустическим и артикуляционным признакам.

В школьном возрасте у детей с ФФН появляются специфические ошибки, которое обусловлены незавершённостью процессов фонемообразования:

  1. Пропуск букв(подобные ошибки иногда встречаются у детей и с нормальной речью, но только на начальных этапах обучения, у детей с ФФН такие ошибки носят стойкий характер и не исчезают самостоятельно( стакан- такан, диктант- дитант и т.д.)
  2. Замены букв(курица-куриса, мел-мил и т.д.)
  3. Перестановка букв и слогов( табуретка- бутаретка, котлеты- токлеты).