Ринолалия.

Ринолалия  ( "ринос" -нос, "лалия"- речь)- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата, характерезуется своеобразным сочетением неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств. Ринолалия обусловлена неправильной работой нёбно-глоточного затвора.

  Ринолалия проявляется в 3 формах:

  1.Открытая. Может быть открытой органической  и открытой функциональной ринолалией.

Причины открытой органической ринолалии: 

  1. Врождённые расщелины. Возникают в результате нарушения развития эмбриона.
  2. Травмы или перфорации твёрдого нёба.
  3. Операционные перфорации (например при онкологии).

Причины открытой функциональной ринолалией:

  1. Гипокенез мягкого нёба( нарушение подвижности мягкого нёба). Возникает при частых заболеваниях носоглотки, слабостью нервных импульсов.
  2. Нарушение контроля за собственной речью при снижении слуха, или при подражании назальной речи.

1. Закрытая ринолалия. Может быть закрытой органической и  закрытой функциональной ринолалией.

Причины закрытой органической ринолалии:

  1. Искривление носовой перегородки.
  2. Аденоидальные разрастания.
  3. Полипы (неврастающие в ткани).
  4. Утолщение слизистой оболочки носа (из-за хр.ринитов).

Причины закрытой функциональной ринолалии:

1.Гиперфункция мягкого нёба.Оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость. Часто бывает при истерии.

1. Смешанная ринолалия. Обладает всеми вышеперечисленными особенностями открытой и закрытой ринолалии.

Этиология ринолалии.

   Факторы , приводящие к появлению пороков развития лица и челюсти делятся на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные факторы (внешние):

-травмы матери в первые месяцы беременности;

-облучение;

-гипоксия;

-токсикоз беременных;

-неполноценное и несбалансированное питание;

-гормональные нарушения;

-алкоголь;

-приём некоторых лекарственных препаратов (цитостатин, барбитураты,витамин А, кортизол);

-вирусы и др.;

Эндогенные факторы ( внутренние):

-патологическая наследственность;

-вредные привычки( алкоголь. наркотики, курение);

-возраст родителей;

 Врождённые расщелины могут быть обусловлены полиэтиологическими факторами и возникают приблизительно на 6-7 неделе внутриутробного развития, когда не происходит сращения дуг.

 Врождённые расщелины это не только косметический дефект.Они оказывают отрицательное воздействие на общее развитие ребёнка.

 

Характеристика физического развития и речи детей

при ринолалии.

 

Нарушение акта кормления. С первых дней жизни из-за отсутствия разобщения носовой и ротовой полостей у ребенка возникают значительные трудности в адаптации к кормлению. Из-за нарушения акта сосания, вскармливание осуществляется через бутылочку, переходящую в ложку, пипетку или шприц, и ребенку необходимо научиться глотать так, чтобы пища не попадала в дыхательные пути. Малыш должен находиться в полувертикальном положении, сцеженное грудное молоко вводится по несколько капель в уголок рта или за нижнюю губу. Чаще это происходит через несколько дней после рождения, но иногда, если расщелина двусторонняя или широкая, может потребоваться несколько недель.                                                                                    

  Нарушение физического развития. Нарушение дыхания, условно-рефлекторной деятельности небных и глоточных мышц, в свою очередь, способствует задержке физического развития. Попытки помешать выходу воздуха через нос при фонации приводят к появлению сопутствующих, насильственных движений мимической мускулатуры: дети сжимают ноздри, морщат лоб, хмурят брови, поднимают верхнюю губу. В некоторых случаях такие движения мимической мускулатуры наблюдаются уже в возрасте 2,5-3 лет.

   Таким образом, при врожденной расщелине губы и неба в большей или меньшей степени нарушается питание ребенка, его физиологическое и фонационное дыхание, изменяется характер лицевой мускулатуры, стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние на формирование речи ребенка и вызывает тяжелое речевое расстройство - открытую ринолалию.

 А.Г. Ипполитова характеризует открытую ринолалию при расщелинах неба своеобразным комплексом симптомов:

  1. Изменение положения и активности языка. Патологическое положение (поза) языка. Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в ротовой полости.

   Ребенок рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом, вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Дети с небной патологией стремятся осуществить более полное проглатывание пищи и усиливают работу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.

   Чрезмерное поднятие корня языка приводит к тому, что во время речи, выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается фонационное дыхание. Это и создает назальный оттенок речи.

     При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции звуков, детям с расщелиной неба не удается. Иногда во время речи, пытаясь компенсировать свой дефект, ребенок сильно втягивает крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица.

    Таким образом, язык стабилизируется в следующем положении: все тело его оттянуто кзади (западает назад, к глотке), а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту.

  2.Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У детей с открытой ринолалией нарушается переплетение мышц неба по средней линии и их физиологическое натяжение, а также  отмечается асимметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с возрастом прогрессирует. Слизистая оболочка  глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется.

 3.Изменение взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата. Отмечается нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц.

   У поздно прооперированных детей с врожденной расщелиной даже после хирургического вмешательства такого рода трудности не исчезают. При сквозных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, ограничивающие подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи.

Таким образом, наиболее ярким патологическим изменением при ринолалии является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата, что ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

  Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим проявлениям особенностей речевого дыхания.

  4.Нарушение дыхания

 Нарушение дыхания при ринолалии описывается в работах ряда исследователей (Г. Гутцман, З.Г. Нелюбова, Л. И. Вансовская).

   Отмечается  неправильное функционирование дыхательного аппарата.  Расщелина неба, не оперированная долгое время, при отсутствии мер профилактики, приводит к снижению тонуса, вялости дыхательных мышц, что нередко находит свое выражение в поверхностном характере дыхания, уменьшении его объема, в нарушении как ротового, так и носового типов дыхания.

    Смешанное ротоносовое дыхание, наблюдаемое у детей с врожденной патологией неба, способствует недоразвитию дыхательной мускулатуры, вызывает патологические изменения дыхательных путей, что в дальнейшем является одной из причин нарушения речи.

   Нарушение функционального состояния дыхательного аппарата способствует скованности движений, снижению силы вдоха и выдоха. С другой стороны, у детей с расщелинами неба уже к 4-5 годам частота дыхательных циклов и глубина дыхания на 30 % больше, чем у здоровых детей, что является компенсаторной реакцией организма, а продолжительность выдоха значительно меньше.

Если в течение 1-2 года жизни у ребенка с не оперированной расщелиной страдает дифференциация ротового и носового выдоха, преобладает смешанный тип дыхания, то в дальнейшем, при отсутствии мер профилактики, дыхание становится поверхностным, ключичным. Л. И. Вансовская называет такой тип дыхания нерациональным и нездоровым.

У ребенка грудная клетка кверху уже, чем в середине и основании: ее расширение оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает большое напряжение.

При ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 70-80 % от всего количества выдыхаемого воздуха. Выдыхаемый при речи воздух расходуется поверхностно, неэкономно и ускоренно: длительность выдоха - около 1,5-1,8 секунды.

 

  • Вдох во время речи Л.И. Вансовская описывает как поверхностный и учащенный. Осуществляется он через рот, так как при указанном типе дыхания совершенно невозможно быстрое выдыхание через нос. Помимо утечки выдоха через нос, поднятая грудная клетка сразу опускается и вызывает форсированное и неравномерное его распределение на протяжении произносимого слова и фразы. Уже к середине слова выдох иссякает (В. Н. Яковенко), звуки получаются слабые и смазанные. В целом дыхание в потоке речи Л.И. Вансовская характеризует как чрезвычайно хаотическое и со стертостью фаз вдоха и выдоха.

Наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом

 Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания. Такой тип дыхания создает особые трудности для реализации речи.

 Нарушение  голоса

Голос при врожденных расщелинах неба глухой, сдавленный, сиплый, хриплый, слабый, приглушенный, непонятный, гиперназализованный  (М Зееман.,1962, И.И.Ермакова, 1984).

 Нарушение  голоса при расщелине неба

 М. Зееман выделяет нарушение голоса при врожденных расщелинах неба как самостоятельное расстройство - palatophonia или disfonia palatina. В настоящее время для названия вышеуказанных нарушений голоса при расщелине неба употребляется термин ринофония.

Характеристика речи при ринолалии.

 

Гласные звуки. Акустическая характеристика гласных искажается за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка.

Выраженность носового оттенка каждой гласной связана с плотностью небно- глоточного смыкания, степенью сужения губ и изменением формы глотки (Л.И. Вансовская). Наименьший объем глотки наблюдается при артикуляции фонемы [А], а наибольший - при [И, У]. Расширение глотки при отсутствии, укорочении или ограничении подвижности небной занавески приводит к увеличению просвета между краем мягкого неба и задней стенкой глотки. Клинически это выражается увеличением носового оттенка от [А] к [У] в последовательности [А-О-Э-И-У]. И хотя гласные, по сравнению с согласными имеют более высокую разборчивость, обнаруживается изменение всех трех признаков гласных: ряда, подъема и огубления. По мнению Л.И. Вансовской, они произносятся более закрыто, с потерей ряда и подъема, с излишним огублением.

 Согласные звуки.

  1. Артикуляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются к храпящему звучанию, иногда напоминающему отдельные звуки.
  2. Реже отмечаются звуковые замены, причем звуки-субституты являются также искаженными. Значительно нарушенными оказываются те согласные, которые требуют наиболее высокого ротового давления (Мс Donald). Утечка воздуха в нос приводит к понижению давления в полости рта (интерорального давления), в результате чего снижаются кинестезии и резко затрудняется образование направленной воздушной струи, необходимой для произнесения всех согласных. Часто направленная воздушная струя отсутствует и ее заменяет глоточный выдох.
  3. Открытый прикус, прогения, диастемы, дефекты альвеолярного отростка, короткая подъязычная связка, уменьшающая объем движений языка, массивные рубцы, образующиеся после хейлопластики, плотное прикрепление верхней губы к альвеолярному отростку - все это мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов и препятствуют губно-губным, губно-зубным и язычно - зубным артикуляциям.

Ослабление направленной воздушной струи, патологическая позиция языка, изменение в строении артикулярного аппарата приводят к развитию компенсаторного искаженного звукообразования, при котором артикуляция щелей и смычек происходит на уровне глотки (фарингеальные артикуляции) или даже гортани (ларингеальные артикуляции).

Губно -губные [П, П', Б, Б'] бывают беззвучными, или заменяются выдохом, или артикулируются таким сильным носовым резонансом, что превращаются соответственно в [М, М'], или образуются на уровне глотки [П, П'] или гортани [Б, Б'], превращаясь в звуки , сходные с [ К, Г].

Заднеязычные не формируются из-за невозможности образования смычки спинки языка с расщепленным небом. Чаще всего они образуются путем смыкания корня языка с задней стенкой глотки. Звук [Г] бывает также фрикативным глоточным. Звук [X] получается путем сближения корня языка с задней стенкой глотки.

Переднеязычные [Т, Т', Д, Д'] ослабляются или замещаются на [Н, Н'], заменяются гортанной или глоточной смычкой.

Фрикативные согласные подавляющее большинство детей заменяют глоточными, очень сходными по звучанию образованиями. Изредка встречаются боковые или двугубные замены.

М. Зееман отмечает, при ринолалии дети, в качестве определенного компенсаторного средства, образуют сужение на пути выдыхаемого воздуха в области гортани. При этом шипящие и свистящие звуки произносятся с резким неприятным оттенком. Звуки получаются резкими из-за трения воздуха о край напряженных голосовых складок, между которыми образуется шум при резком и коротком выдохе.

Нарушения носовых звуков  при ринолалии выражаются чаще всего в замене неоформленной вокализацией. Звук [Л] бывает двугубным, заменяется на [Й], [Н], или совсем пропускают, а его мягкая пара чаще других звуков русского языка произносится правильно.

При небно-глоточной недостаточности согласные звуки [Р, Р'] почти никогда не достигают нормального звучания, поскольку для вибрации кончика языка нужен слишком сильный напор струи, которого, как правило, достигнуть не удается. Поэтому звук пропускается, заменяется одноударным или проторным.

При ринолалии часто нарушается озвончение согласных, особенно фонем [Б, Б', Д, Д', 3, 3', Ж]. Они заменяются глухими парообразованиями.

 Выделяют другой вид искажения - неопределенная артикуляция ряда согласных звуков с выраженной «смазанностью» и потерей идентификации. Такая речь называется вокализованной, так как звучат одни гнусавые гласные. Повышенная вокализация объясняется тем, что необходимый уровень подскладочного давления при небно-глоточной недостаточности может поддерживаться только за счет смыкания или сближения голосовых складок.

Проявлением действия приспособительных механизмов такого же характера, видимо, следует рассматривать озвончение глухих согласных за счет неполного разведения голосовых складок ( Л.И. Вансовская).

 Нарушения слоговой структуры слова

 - сокращения групп согласных звуков ( резком прекращении звучания согласного звука в позиции конца слова, опускании начального согласного звука, добавлении лишнего согласного в слог);

 -  перестановки звуков в слове;

 - уподобление слога;

 -  сокращение числа слогов;

-  увеличении числа слогов.

Механизм нарушений звуко - слоговой структуры слова обусловлен нарушением аэродинамики речеобразования, тяжестью дефекта звукопроизношения, нарушением фонематического слуха и дефектами моторного управления. Эти нарушения довольно стойки, по мере речевого развития детей количество ошибок значительно уменьшается, но спонтанно они не преодолеваются.

Рассмотрим подробнее каждый тип нарушений.

Сокращение групп согласных звуков — самое распространенное нарушение, грубо изменяющее структуру слога. Под сокращением групп согласных звуков в слове мы понимаем такие случаи, когда 2—3 звука стечения произносятся как один. При этом вместо группы согласных звуков в некоторых случаях дети включают в слово один из компонентов группы («платье — патье», «кран — кан»), в других — заменяют сочетание согласных каким-либо звуком, доступным для произношения («кран — манн», «книжка — хиха»).

 

Сокращения групп согласных, различающихся по способу образования, включают ошибки произнесения сочетаний согласных наиболее контрастных звуков (взрывной + сонорный, взрывной + фрикативный, фрикативный + сонорный). Данное ошибочное произнесение объясняется недостаточностью интерорального давления, вследствие чего ребенок не может мгновенно изменить силу ротового выдоха, необходимую для произнесения согласных звуков разного способа образования.

 

Сокращения групп согласных по месту образования звуков включают ошибки произнесения сочетаний согласных с переднеязычными звуками, требующими наиболее тонких дифференцированных движений кончика языка.

 Резкое прекращение звучания согласного звука в позиции конца слова грубо нарушает звуковую структуру слова, так как при воспроизведении слова сокращается количество звуков.

 

Чаще всего дети не произносят конечный взрывной звук («строить — хои», «пустить — ухи») и аффрикат («месяц — мехя», «палец — фане»), что является следствием неравномерного распределения речевого выдоха на протяжении произносимого слова. Поскольку произнесение взрывного звука и аффриката на конце слова требует максимального усиления выдоха, а к концу слова воздух иссякает, ребенок резко прекращает произносить этот звук в позиции конца слова.

 Опускание начального согласного звука грубо изменяет звуковую структуру слова, так как при этом сокращается количество звуков в слове («туман — уман», «волосы — ояси»). Этот вид нарушения чаще всего встречается у младших дошкольников и непосредственно связан с возрастом детей и несформированностью звуко-слоговой структуры в целом.

 Добавление лишнего согласного звука в слог не изменяет слоговой контур. В этом случае происходит нарушение звуковой структуры слова за счет увеличения количества звуков. Чаще всего у детей наблюдается как бы расщепление смычно-щелевых звуков на составляющие его смычный и фри­кативный элементы («палец — палетф», «сцена — фтфена»).

! Важно. Как правило, все дети, добавляющие лишний согласный звук в слог, состоят на учете у невропатолога и имеют различные неврологические заболевания (ММД, резидуальная энцефалопатия, синдром гипервозбудимости и др.). При обследовании функции органов артикуляции у этих детей отмечаются меняющийся мышечный тонус языка, ограничение объема движений языка и губ, отсутствие переключения с одной ар­тикуляционной позы на другую, невозможность удержания артикуляционной позы, свидетельствующие о минимальных проявлениях дизартрии. Поэтому добавление лишнего согласного в слог объясняется дефектами моторного управления речепроизводства и произношения.

Подобный механизм нарушения наблюдается и в случаях перестановки звуков в слове (метатезис), когда при правильном воспроизведении слогового контура и количества звуков в слове нарушается последовательность звуков («дрова — двара», «труба — ртуба»).

Случаи, когда один или несколько слогов в слове уподобляются другому, понимаются как уподобление слога, т.е. дистантная ассимиляция. Этот вид нарушения встречается у незначительного количества детей с открытой ринолалией. В речи детей, уподобляющих слоги, наблюдаются множествен­ные дефекты звукопроизношения при ограниченном количестве возможных звуковых замен. Для звукового заполнения слогового контура дети и используют уподобление слога «карман — маман».

Сокращение числа слогов (слоговая элизия) — это случаи, когда ребенок не произносит слово в его полном слоговом составе, пропускает некоторые слоги, т.е. нарушается непосредственно ритмическая структура слова.

В одних случаях этот вид нарушения обусловлен расстройством функции ротового дыхания, детям не хватает длительности выдоха для произнесения слов сложного слогового состава («двенадцать — хена», «здание — хнани»),

В других он связан с одним из проявлений общего недоразвития речи: у детей грубо нарушено чувство ритма, обусловливающее усвоение ритмической структуры слова. При многократном проговаривании слова ребенок как бы подыскивает, подбирает правильный вариант слова («магнитофон — ахихон, махиа», «велосипед — эахи, эхипе»).

Увеличение числа слогов удлиняет слоговой состав слова. При анализе произношения детей можно заметить, что удлинение контура слова происходит за счет неправильного произнесения сочетаний согласных звуков. В одних случаях трудные для произнесения согласные звуки в сочетаниях дети заменяют доступными гласными, поэтому и происходит удлинение слогового состава слова («вслед — уеслед», «встань — уситань»),

В других случаях дети расчленяют сочетания согласных, что также увеличивает количество слогов в слове («морской — морофкой», «стройка — сакойка»).

  Хирургическое лечение расщелин губы и нёба заключается в пластическом закрытие имеющегося дефекта посредтвом лоскута, взятого из соседних мягких тканей, или путём сшивания несросшихся частей. Срок оперативного вмешательства зависит от тяжести нарушения физиологических функций и от состояния ребёнка.

  Зашивание расщелины губы- хейлопластика- проводится в первые дни жизни.

  Опреацию по устранению расщелины нёба- уранопластику -большинство хирурго рекомендуют проводить ,как можно раньше, не позднее 2,5 - 3 лет, т.е. в том периоде, когда заканчивается прорезывание молочных зубов.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с ринолалией

Коррекционная работа с детьми с ринолалией направлена на полное восстановление речи как средства общения, что способствует формированию полноценной личности ребенка и его социальной адаптации в окружающей среде. Логопедические занятия с ребёнком необходимо начинать как можно раньше, в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьёзных изменений в функционировании органов речи.В основу нормализации речевого развития ребенка с небной патологией должны быть положены анатомо-физиологические закономерности данного процесса в норме и учтены особенности структуры основного дефекта. Поэтому можно выделить задачи устранения речевого нарушения у детей следующие:

  1. коррекция физиологического и фонационного дыхания
  2. стабилизация работы органов артикуляционного аппарата
  3. нормализация баланса резонирования
  4. постановка звукопроизношения
  5. развитие фонематического слуха

Детям с нарушенной речью рекомендуется курс логопедического обучения в стационаре или амбулаторные занятия дважды в неделю. Занятия включают работу над фонационным дыханием, ротовым выдохом, артикуляционную гимнастику, массаж губ, неба и языка ( по показаниям), постановку звуков, выведение их на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, автоматизацию поставленных звуков, а также упражнения для формирования звонкости, полетности голоса и устранении гиперназального оттенка и носовой эмиссии в отраженной и спонтанной речи.

Занимаясь с логопедом, ребенок проходит 2 этапа:

  1. Подготовительный. Он включает:

-  постановку косто-абдоминального типа ды

 - дифференциацию носового и ротового вдоха-выдоха,

 - артикуляционную гимнастику, направленную на растормаживание мышц мягкого неба, перевод языка в передний отдел ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика, а также на улучшение подвижности и переключаемости всех органов артикуляции, вокальные упражнения.

  1. Основной. Он включает формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, их постановку в последовательности

 [А, Э, О, И,У],[Ф-Ф', В-В', П-П', Б-Б', Т-Т', Д-Д', Л-Л', Й, К-К', Г-Г', Х-Х', С', М-М', Н-Н'], шипящие, свистящие и вибрант появляются у детей только к 4-5 годам.

- обязательное выведение поставленных звуков на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, их автоматизацию на уровне слога-слова-словосочетания- предложения- связной речи,

 - развитие фонематического слуха;

 - необходимо сформировать у ребенка правильные место и способ образования звуков, чтобы имеющиеся у ребенка патологические стереотипы не закреплялись, создав тем самым предпосылки для развития правильного произношения звуков.

 

Самое главное в работе с детьми:

 –установление контакта с ребенком, создание психологически комфортного климата на занятиях. Необходимо заинтересовать малыша, вызвать его симпатию и доверие, только в этом случае возможен положительный результат коррекционного обучения.

 - лексический материал для автоматизации поставленных звуков должен  соответствовать возрасту ребенка, должен быть понятным и интересным ему. Поэтому в работе должны быть использованы слова простой слоговой структуры, хорошо знакомые ребенку, состоящие в основном из уже усвоенных им звуков.