ШЕСТИЛЕТНИЕ.

Многие родители вспоминают о своём милом и сговорчивом ребёнке, когда ему исполнится шесть, и уравновешенность исчезнет. Теперь уже не он владеет своими чувствами, а чувства подчиняют его себе. То он говорит матери, как сильно её любит. Через минуту, после её замечания или упрёка, кричит: «Я тебя ненавижу! Ты всегда придираешься!». Мать больше не является центром его мира, как год тому назад. Теперь он сам хочет быть центром мироздания. Его лозунг – делай, как я хочу. Он может стать крайне требовательным. Конфликты с матерью свидетельствуют о том, что ребёнок выходит из домашнего гнезда и вступает в более широкий мир.

Шесть – возраст безграничной энергии. Каждая мышца требует движений и действий. Когда шестилетний не спит, он двигается – бегает, ползает, толкает, прыгает, гоняется за кошкой или собакой. Родители наивно полагают, что стулья в их квартире – чтобы сидеть, а полы – чтобы ходить по ним. Между тем стулья, диванные подушки – прекрасный материал для строительства крепости, кровать или диван – цирковая метка, на которой можно подпрыгивать. Игры сопровождаются шумом и криками. Ребёнок изгибается, вертится волчком, крутится, принимает неестественные позы, чем бы не занимался. Время обеда – не исключение. Сидеть прямо или сидеть спокойно за столом для него невыносимо трудно, просто пытка.

Он не умеет экономно распределять силы; набегавшись и наигравшись до изнеможения, тут же валится с ног и засыпает.

В шесть лет ребёнок уже не так тонко чувствует красоту слов и речи. К шести годам яркость восприятия слов тускнеет. Поэтому ребёнок не столь отчетливо произносит их, прибегает к скороговорке, «глотает» окончания и порою разговаривает так, будто у него полон рот каши. Бывает, что хорошо знакомое слово при долгом повторении вообще теряет смысл. У некоторых детей это превращается в своеобразную игру: многократно повторяя одно и тоже слово, они вдруг ощущают, что от слова остался один звук, а содержание улетучилось.

Шестилетние безжалостны к своей одежде и обуви. Их легко распознать по прорехе на коленях и локтях, по дыре на обуви. Шестилетний любит быть в центре внимания, занимать центральное место в разговоре. Любит острить, шутить, привлекать к себе внимания всякими

фокусами и «штучками». Любит хвастаться и преувеличивать, рассказывая, на что он способен, что может сделать. Раздражающе категоричен в вопросах, в которых ничего не смыслит. С легкостью всё начинает, но почти ничего не заканчивает – это касается еды, мытья, одевания. Легко отвлекается; он невыносимый «копуша».

Возвращаясь домой, иногда издаёт пронзительный, душераздирающий вопль, и кричит одну – две минуты, как бы «выпуская пар», накопившийся за день в детском саду, где он всё время сдерживал себя, подчиняясь правилам и распорядку. Время возвращения из детского сада – самое неподходящее для воспитательных мероприятий.

Мать иногда поражается, что на простейшую просьбу или замечание ребёнок отвечает подлинной вспышкой гнева. Она недоумевает: «что на него нашло». И не всегда понимает, что он просто физически устал, а эмоционально уже не в силах вынести одну-единственную команду или упрёк, после того как весь день подчинялся взрослым - воспитателям в детском саду.

Детский сад ему нравится, но он не любит «черновой неинтересной работы». С гордостью демонстрирует свои достижения – рисунки, написанные им буквы, умение читать. В тот день, когда его похвалили, он любит воспитательницу. Назавтра может её ненавидеть – такие колебания типичны для шестилетнего.

Огромное значение для него имеет компания сверстников. Шестилетний возраст – это «стадийный возраст». Вне группы сверстников он чувствует себя нехорошо; они куда увереннее находясь вместе.

Дразнить для них в порядке вещей. Ребёнок должен научиться переносить насмешки и обмениваться обидными словами, не теряя самообладание. В любом виде соревнований шестилетний не любит проигрывать и не умеет переносить поражение с достоинством. Каждое поражение – сокрушительный удар для него. Он легко идет на нарушение правил игры, лишь бы победить. Если же проиграет, может дать бурную вспышку со слезами.

В это время могут появиться новые навязчивые страхи: боязнь дождя, грома, ветра, огня. Страх перед некоторыми животными и насекомыми, боязнь телесного повреждения и темноты. Его могут беспокоить ночные кошмары, в которых участвуют дикие звери, ведьмы, привидения и чудовища. Нельзя насмехаться и стыдить его. Как бы ни были бессмысленны строхи, надо дать почувствовать ребёнку, что его понимают и жалеют. Лишь тогда взрослый станет его союзником и придаст ему сил для преодоления страхов.

От шестилетних много ждут, а они не могут полностью оправдать ожидания. Поэтому часто испытывают досаду и чувство бессилия. Возможно, в этом причина навязчивых страхов. Другая причина – замечая вокруг себя многое из того, что раньше от него ускользало, ребёнок не может всё понять и объяснить. Сообщение об отъезде отца в командировку может встревожить шестилетнего«Значит, ты на совсем уезжаешь?». Нужно объяснить, что отец скоро вернётся, и тогда слово «командировка» перестанет пугать ребёнка.

Шестилетний проводит большую часть времени в детском саду и с компанией сверстников и сравнительно меньше времени с родителями. Но он по-прежнему нуждается в них и должен быть уверен, что родители есть, что они на месте. Эта уверенность позволяет ему углубляться в новые для него области отношений со сверстниками в своём дворе или в детском саду. И после периода некоторого отчуждения и равнодушия он ошеломит мать и отца уделять ему больше времени.

Интересные статьи:

1.Из года в год (развитие детей от рождения,особенности каждого возраста).

2.Критические периоды в развитии детей.

ПЯТИЛЕТНИЕ.

К тому времени, когда родители «сыты по горло» и им кажется, что больше выдержать они не в состоянии, выясняется, что четырёхлетнему уже пять. Это приятный и занимательный возраст. Поведение ребёнка становится предсказуемым, сам он – значительно спокойнее, дружелюбнее, покладистее.

Четырёхлетний берётся за непосильные для себя задачи и, не справившись с ними, впадает в буйство и испытывает чувство крушения (состояние фрустрации, от латинского frustratio – обман, тщетное ожидание, ошибка).

   Пятилетний же принимается только за то, что может выполнить, и потому почти всегда добивается успеха. У пятилетнего есть четкая идея, что он собирается рисовать. Он доводит рисунок до завершения, согласно первоначальному замыслу. Пятилетний доводит до конца любое начатое дело, в отличие от четырёхлетнего. В тоже время пятилетний знает, где остановиться: его поведение находится в разумных границах.

Ребёнок мало думает о будущем: он удовлетворён и даже счастлив сегодняшним днём, своей нынешней жизнью и миром, в котором пребывает. Окружающие обычно довольны его поведением и симпатизируют ему. К нему вернулся «дух сотрудничества», которым он обладал в трёхлетнем возрасте, и ему хочется, чтобы все одобряли и хвалили его.

  Поскольку он живет настоящим, не сокрушается о прошлом и не тревожится о будущем, он чрезвычайно практичен. Различные предметы определяются с точки зрения пользы, которую может из них извлечь: «карандаш – чтобы рисовать», «кресло – чтобы на нём сидеть», «диван – чтобы на нем прыгать».

Его мышление реалистично. Когда ему говорят» «представь себе, что мы сейчас на берегу моря», он отвечает «нет, мы живем в Москве». На вопрос, умеют ли собаки плавать, он отвечает «а у меня нет собаки». Когда пятилетнему загадали загадку «висит груша, нельзя скушать», он ответил: «а я съем».

Пятилетний любит свой дом и семью, но ему уже этого мало. Он созрел для более широкого опыта взаимоотношений с людьми, прежде всего - со сверстниками. Заводит приятельские отношения с детьми, живущими по соседству – в одном дворе. Его умственные возможности выше, чем считают взрослые. Они всё время удивляются его наблюдательности, иногда бывают смущены, когда он повторяет неосторожно брошенные в его присутствии слова. Взрослые полагали, что он не сможет их понять и запомнить. Но он понимает больше, чем им кажется.

Пятилетний испытывает тягу к коллективу. До этого возраста ребенка вполне можно воспитывать дома – если условия позволяют. Теперь же для развития ребёнка лучше отдать его в детский сад. Там он пройдет важнейшую стадию своего социального опыта жизни в коллективе. Под руководством хорошего педагога пятилетний может много приобрести и продвинутся в умственном развитии. Упустить это время жаль.

Ум пятилетнего жаждет новых впечатлений, он хочет учиться. С удовольствием и пользой смотрит телевизионные программы. Он в высшей степени любознателен.Для пятилетних детей можно порекомендовать следующие мультфильмы для просмотра:Гадкий утёнок,дикие лебеди,свинопас,снежная королева,старый дом (Ю.Норштейн) , большой секрет для маленькой компании,братья Лю,бременские музыканты (серия – 2 м/ф),по следам бременских музыкантов,вовка в тридевятом царстве,времена года (Ю.Норштейн) и другие.

Физически ребёнок делает огромный шаг вперёд. Родители замечают, что он стал большим и тяжелым, его двигательные навыки заметно улучшились. Может пройти пешком или на лыжах несколько километров.

Отношения с ним несколько омрачаются – впрочем, это слишком сильное слово – одним его вполне естественным, но порою вызывающим досаду качеством. Старшие дети нередко говорят пятилетнему ребёнку: «Какой ты приставучий». В самом деле, он бывает прилипчив, требует внимания, хочет, чтобы ему уделяли время, говорили с ним и играли. Если ребёнок единственный в семье, он любит «перехватывать» гостей, навещающих его родителей. Завязывает беседу, взбирается на колени, на плечи с требованием «Давай разговаривать» или «Расскажи что-нибудь». Взрослые не прочь поиграть с ним минуту-другую, но отделаться от него не так просто, он неотвязен, пристаёт к ним, вполне оправдывая определение «приставучий».

Следовательно, имеются громадные психологические различия между трёх-, четырёх- и пятилетними детьми. Родители должны хотя бы в общих чертах знать об этом, чтобы правильно вести себя. Нельзя требовать от четырёхлетнего такого же быстрого и безусловного повиновения, как от пятилетнего, и наказывать его, если не сразу выполнил приказ родителей. Он просто не может его выполнить сразу. А если взрослые проявляют нетерпение и раздражительность, значит, в воспитании нуждаются они сами. Вообще невозможно воспитывать ребёнка и в тоже время не воспитываться самому. Родители должны становиться сегодня умнее и терпеливее, чем вчера. Воспитание детей процесс двусторонний.

Родители должны понимать различия между малышами разного возраста. К концу этого периода ребенок уже не привязан к «юбке матери» - у него появляется общество сверстников, он учится общению с ними. В эти годы ребёнок начинает понимать, к какому полу он относится, то есть мальчик он или девочка.

Интересные статьи:

1. Из года в год(развитие детей от рождения)

2.Говорят дети.