Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года

Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка,
вызвать у него любой речевой отклик.

Артикуляционная гимнастика

«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.
«Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди.
«Сердитый волк». Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.
«Ежик фыркает». Вибрация губ.
«Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно.
«Крутится юла». Кончиком языка облизать губы по кругу.
«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы.

Полный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики вы найдёте, перейдя по этой ссылке .

Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года

«Птички».

По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.


«Солнышко и дождик».

По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.
«Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!


Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года
«Отдай команду».

Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай,помоги)».
«Семья».

Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя»
«Помоги мне сказку рассказать».

При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».

План важнейших действий для развития речи ребенка

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.
Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:
Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.
Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.

Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.
Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.

Формирование сенсорных навыков.
Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.
Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.
Развитие понимания речи, пассивного словаря.
Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.
Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение сo взрослыми и сверстниками.
Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот
визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.

Вам будет интересно:

1. Вызывание речи у неговорящего ребёнка в 1-2 года.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4.Развитие речи ребёнка в домашних условиях.