Логопедические игры со словами.

 

Игра «Составляем слова».

Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.

     Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».

Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).

    Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» -  вторая, где «три» - третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

         Дети говорят стишок:

Раз- два, раз-два,

Составляем мы слова.

        

Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.        

Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

Аналогично можно провести игру  с более сложными словами.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить употреблять обобщающие понятия, укреплять мелкие мышцы кистей рук.

Проведение игры.

Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми  загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).

         После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты…)

 

Фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты называть:

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.

 

  Овощи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно овощи назвать:

Лук, капуста, кабачок,

Сладкий перец и чеснок.

 

   Мебель.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мебель вспоминать:

Полка, тумбочка, буфет,

Книжный шкаф и табурет.

 

   Посуда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам посуду надо знать:

Чашка, сахарница, ложка,

Сковородка, поварешка.

 

   Птицы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем птиц мы называть:

Утка, галка, соловей,

Попугай и воробей.

 

   Домашние животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Домашних животных начнем называть:

Лошадь, кошка и осел,

Поросенок и козел.

 

   Дикие животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Диких животных нам надо назвать:

Волк, лисица, лось, барсук,

Полосатый бурундук.

 

  Насекомые.

Раз, два, три, четыре, пять.

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, паук,

Стрекоза и майский жук.

 

   Цветы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно нам цветы назвать:

Мак, ромашка, василек,

Колокольчик и вьюнок.

 

   Деревья.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам деревья знать:

Дуб, береза, клен, осина

И кудрявая рябина.

 

   Инструменты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Инструменты надо знать:

Молоток, пила, топор,

Плоскогубцы, гвоздодер.

 

 

 

   Обувь.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем обувь вспоминать:

Туфли, тапочки, сапожки,

Башмаки и босоножки.

 

   Одежда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам одежду надо знать:

Шарф, футболка, галстук,

Полушубок, фартук.

 

Игра «Скажи словечко».

Цель. Упражнять в употреблении обобщающих слов, расширять активный словарь детей.

     Оборудование: мяч.

    Проведение игры.

1 вариант. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч ребенку и называет любое обобщающее слово, например: «овощ». Ребенок должен бросить мяч обратно педагогу и назвать любой овощ, например: «капуста».

2 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет любой предмет, например: «чашка». Ребенок должен бросить мяч педагогу и назвать обобщающее слово «посуда».

3 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет обобщающее слово. Ребенок должен назвать предмет из этой группы, затем назвать свое обобщающее слово и бросить мяч другому ребенку. Игра продолжается.

 

Игра «Какой пальчик лишний?»

Цель. Расширять активный словарь детей, укреплять мелкие мышцы кистей рук, развивать логическое мышление.

Проведение игры.

Педагог загибает четыре пальца ведущей руки и называет четыре предмета (три из одной группы и один из другой), например: собака, корова, волк, овца.

Дети повторяют за педагогом.

Затем он спрашивает: «Какой пальчик лишний?» Дети должны назвать лишний предмет и показать лишний пальчик.

 

Игра «Шаг, шажище и шажок».

Расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительным суффиксами.

Проведение игры.

Дети выстраиваются в одну линию лицом к педагогу. Педагог говорит детям, что они будут играть в слова; нужно послушать слово, повторить его и сделать обычный шаг; затем нужно представить, что этот предмет стал огромным, надо назвать его и сделать очень большой шаг (шажище); потом надо представить что предмет стал очень малюсеньким, назвать его и сделать очень маленький шаг (шажок).

Шаг, шажище и шажок

Прошагай скорей дружок.

Педагог называет слова, дети поочередно делают шаги и подбирают слова с нужными суффиксами:

рука – ручища – ручка;

голова – головища – головка,

стол – столище – столик и т. п.

 

 Игра «Сложные слова».

Цель: расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении сложных слов.

Оборудование.

Большие карточки:

ПАД, ПАД, ПАД,

САМО, САМО, САМО,

ЛОВ, ЛОВ, ЛОВ,
    ЛАЗ, ЛАЗ, ЛАЗ,

ХОД, ХОД, ХОД,

ВОЗ, ВОЗ, ВОЗ,

ВАР, ВАР, ВАР,
     ЕД, ЕД, ЕД.

 

Маленькие карточки:

КАМНЕ, ЗВЕЗДО, СНЕГО,

ЛЁТ, СВАЛ, КАТ,
    БЫБО, ЗМЕЕ, ПТИЦЕ,

СКАЛО, ВЕРХО, ВОДО,
    ВЕЗДЕ, БОЛОТО, ЛУНО,
    БЕНЗО, МОЛОКО, МУСОРО,
    КАШЕ, СЫРО, МЫЛО,
    КОРО, ЛИСТО, ЦВЕТО.

 

Проведение игры.

Педагог и дети читаю стихи, находят сложные слова, обсуждают, как они образованы:

  1. Что может падать.

    

Камни падают – камнепад.

     Что такое камнепад?

     Камни падают, летят,

     По горе стучат, гремят,

     Друг за дружкою спешат.

 

Звёзды падают – звездопад.

     Звезды падают на небе.

    Загадать желанье мне бы:

    Чтоб под этим звездопадом

     Мирно жили люди рядом.

 

Снег падает – снегопад.

    Падал снег на зимний сад -

    Начинался снегопад.

    На деревья и тропинки

    С неба сыпались снежинки.

 

  1. Что умеют делать сами.

 

    Сам летает – самолет.

         Сам летает самолет.

         Управляет им пилот.

         В самолёте мы сидим.

         Рядом облако, как дым.

 

  Сам сваливает груз – самосвал.

         Самосвал привез песок,

         После - несколько досок.

         Сам привез и сам свалил.

         И на все хватило сил.

 

 Сам катится – самокат.

           Самокат сам катится,

           Ребятишкам нравится,

           Посильнее оттолкнись

           И катись, катись, катись….

 

  1. Кто что ловит.

 

   Рыб ловит – рыболов.

            Рыбу ловит рыболов.

            У него прекрасный клёв:

            Щука, лещ и два ерша.

            Да, рыбалка хороша!

 

Змей ловит – змеелов.

      Средь песка и средь камней

      Змееловы ловят змей.

      Яд змеиный нужен им:

      Для лекарств необходим.

 

Птиц ловит – птицелов.

     Птичек ловит птицелов,

     Канареек и щеглов.

     Чтобы в зимние метели

     Птицы нам про лето пели.

 

 

  1. Кто где лазит.

 

По скалам лазит – скалолаз.

         Скалолаз по скалам лазит.

         Иногда на землю слазит.

         На скале, на горной круче

         Скалолазу всё же лучше.

 

В воде лазит – водолаз.

         В океане, в речке, в море

         Водолазы на просторе.

         Любят лазить под водой.

         Мир подводный – дом родной.

 

Вверху лазит – верхолаз.

      Настоящий верхолаз

      Лазил вверх уже не раз.

       В вышине работа есть –

       Верхолазу нужно лезть.

 

 

 

  1. Что где ходит.

 

 

Везде ходит – вездеход.

      Везде ходит вездеход.

      Вездеход везде пройдёт.

      И по лесу, и по луже.

      Этот транспорт очень нужен.

 

По болоту ходит – болотоход.

      По болоту что идёт?

      Ходит там болотоход.

      Лягушонка из болота

      Прокатил до поворота.

 

По Луне ходит – луноход.

    Лунной ночью луноход

    По Луне идет вперед.

    Захотелось тоже мне

    Походить так по Луне.

 

  1. Что возят машины.

 

Бензин возит – бензовоз.

            Бензовоз везёт бензин

            Для заправки всех машин.

            Самосвалы, лимузины

            Заправляются бензином.

 

Молоко возит – молоковоз.

        Молоко везет машина

        В городские магазины.

        Молоко молоковоз

        В детский сад с утра привез.

 

Мусор возит – мусоровоз.

        Гору мусора увез.

        На себе мусоровоз.

        Чтобы город чистым был,

        Мусор он весь день возил.

 

 

  1. Кто что варит.

 

Кашу варит – кашевар.

         Кашу я варю братишке

         По рецепту в старой книжке.

         Каша пышет, в каше – пар.

         Я – хороший кашевар.

 

Сыр варит – сыровар.

         Сварит сыр из молока

         Сыровар наверняка.

         Сыр получится душистый,

         Ноздреватый, золотистый.

 

Мыло варит – мыловар.

         Мыло варит мыловар.

         Мыло – лучший санитар.

         Чтоб всегда здоровым быть,

         Надо руки с мылом мыть.

 

  1. Кто что ест.

 

Кору едят – короеды (короед).

        Ест кору жук-короед.

        Целый день идёт обед.

        Короедные обеды –

        Для лесов большие беды.

 

Листья едят – листоеды (листоед).

     Если в листьях дырки есть,

     Их, конечно, кто-то ест.

     Ест листочки листоед.

     Где же листья? Листьев нет.

 

Цветы едят – цветоеды (цветоед).

     Натворит немало бед

     Жук опасный – цветоед.

     Если съест жучок цветы,

     Не появятся плоды.

 

Затем следует разделить  большие карточки между игроками. Маленькие карточки положить на середину стола.

Участники игры должны по очереди выбирать  маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять сложные слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

 

Игра «Взрослые и малыши».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить правильно употреблять названия взрослых животных и их детенышей.

Проведение игры.

1 вариант.

Педагог и дети стоят в кругу. Если педагог называет взрослого животного, дети тянутся руками вверх, если детеныша, дети приседают, руками обхватывают колени. Дети повторяют слова за педагогом.

Если «взрослый» - потянись,

А «детёныш» - опустись.

Думай быстро, кто какой,

Кто малыш, а кто большой.

2 вариант.

Педагог называет взрослого животного или детеныша, дети повторят название, выполняют движение, а затем называют его пару (детеныша или взрослого животного).

 

Игра «Скажи правильно».

Цель. Упражнять детей в согласовании существительных с порядковыми числительными.

Оборудование. Два набора с карточками.

1 набор. Цифры от 1 до10.

2 набор. Картинки: дом, котята, стул, глаз, окно, стол, карандаш, ручка, книга, полотенце.

Проведение игры.

Два набора карточек лежат стопками (картинками вниз).

По команде «Раз, два, три! Бери!» дети по очереди берут по две карточки из разных стопок и называют словосочетания, например: «два окна». 

 

Игра «Кто как кричит».

Цель. Учить употреблять глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц, упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными.

Оборудование. Картинки животных: петух, кукушка, коза, корова, кошка, баран, ишак, лошадь, свинья, щенок. Пять карточек с кружочками: 1 кружочек, 2 кружочка, 3 кружочка, 4 кружочка, 5 кружочков.

Проведение игры.

Педагог показывает картинки и спрашивает, кто, как кричит, например: «Петух кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!».

Затем вызывает ребенка и просит его взять какую-нибудь картинку с животным и карточку с кружочками. Остальные дети не видят, какие карточки он выбрал. Ребенок должен прокричать, как это животное столько раз, сколько кружочков на карточке.

 Остальные дети угадывают, кто это кричит, и сколько было животных. Например: «Кукарекали 3 петушка».

Статьи по теме:

  1. Логопедические игры со звуками.
  2. Формирование звукопроизношения у дошкольников.
  3. Логоритмика