Конспект индивидуального занятия по  постановке звука [Р].

1.Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «Улыбочка», «Трубочка»,  «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Задуй свечу».

  1. Основная часть.

 1)Л.:-Наша тема звук [Р].

Сейчас мы с тобой будем смотреть, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить тебе, а ты повторяй: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Под воздействием выдыхаемой струи язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить).

 

2)Упражнение «Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук [д].Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

-Кончик яыка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Затем логопед пальцем дотрагивается до кончика языка, вызывая при этом вибрацию.

3)Пальчиковая гимнастика.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. 

4) Развитие фонематического восприятия:

Повтори за мной слоги:
Ша-ша-жа
Зу-су-зу
Ты-ды-ты
Ка-ка-ка
Жи-ши-жи

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»
Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

5) Чистоговорки:

Л.:-Повторяй за мной.

Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору. 
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

3.Итог занятия.

Вас также может заинтересовать:

1. Конспекты логопедических занятий.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие.

3.Артикуляционная гимнастика.

4. Логопедическое представление.